Россию распродадут за бесценок

7 Июня 2016

Госдума отменила обязательную публичную экспертизу отчетов об оценке госимущества, что открывает путь к злоупотреблениям во время приватизации

В конце мая Госдума приняла пакетные изменения в законодательство об оценочной деятельности, банкротстве и акционерных обществах. Требования по прозрачности и публичности сделок с участием госимущества сняты как раз накануне масштабной приватизации.

Это может привести к неконтролируемой распродаже крупных госактивов.

Консалтинг вместо оценки

Профессиональное сообщество оценщиков России обратилось к президенту России с открытым письмом, в котором просило отклонить законопроект, сразу же после его принятия Госдумой. Однако оценщики недооценили оперативность отечественных законодателей в таких вопросах, как распродажа госимущества. В результате закон все же был подписан президентом в начале июня — по всей видимости, письмо оценщиков до него все-таки не дошло.

Результатом такой спешки может стать искаженная оценка госкомпаний в ходе приватизации, которая выразится либо в завышении их стоимости (что маловероятно с учетом азарта правительства в скорейшем избавлении от активов), либо в ее существенном занижении. Поскольку единственным реальным покупателем на большинство активов является крупный российский бизнес (негласно аффилированный с чиновничеством), то новые правила явно сконструированы под него.

Прослеживается прямая аналогия с залоговыми аукционами 1990-х годов, в ходе которых госимущество стоимостью 100 млрд долларов было продано за символический миллиард. Все процедуры оценки тогда были чистой воды профанацией, так как было решено фактически задаром отдать госактивы в руки «правильным» людям. Эти господа сегодня владеют всеми крупнейшими российскими частными компаниями и получают львиную долю прибыли от заказов тех же госкомпаний.

Новые правила вполне позволяют с высокой точностью воссоздать атмосферу залоговых аукционов, хотя провести распродажу с такой же вопиющей наглостью и цинизмом, скорее всего, уже не получится.

До и после

До принятия закона у саморегулируемых организаций (СРО) в области оценки было право наложить вето на проведение сделок на основе заниженной или завышенной стоимости. При каждой СРО действовал специальный экспертный совет.

Теперь же отвечать за неверную оценку будет попросту некому.

СРО, которые до недавнего времени имели особые компенсационные фонды на покрытие ущерба, не смогут без законных оснований вмешиваться в процесс оценки имущества. При этом на мнение независимого оценщика совершенно однозначно будет оказываться давление со стороны как продавцов-чиновников, заинтересованных в скорейшем избавлении от активов, так и крупных покупателей, которые наверняка будут рассчитывать получить кусочки народного достояния по цене, далекой от справедливой.

Отняв у СРО контрольную функцию, законодатель понизил статус экспертизы до «личного мнения», то есть фактически до обычного консалтинга, который никого и ни к чему не обязывает.

В итоге после новой большой приватизации мы можем получить не только существенный урон для казны, но и окончательную утрату надежды оспорить итоги приватизации 1990-х годов, чего по-прежнему как огня боятся российские миллиардеры.

Справедливости ради отметим, что закон все еще оставляет теоретическую возможность проведения добровольной экспертизы оценки имущества, но полезность этого инструмента весьма ограничена и спорна. Непонятно, например, как именно орган государственной власти объяснит Счетной палате инициативу по расходованию государственных средств на проведение экспертизы, которая по закону не является обязательной. В глазах контролеров это будет выглядеть как необоснованная прихоть сродни покупке дорогих служебных авто или проведению фуршетов.

Естественно, никакой чиновник не пойдет на такое «нарушение», а многие с удовольствием закроют глаза на заниженную оценку и, вероятно, получат «благодарность» от нового счастливого собственника.

***

Казалось бы, государство должно, наоборот, быть заинтересовано в том, чтобы повышать качество услуг в сфере оценки и разрабатывать механизмы ответственности оценщика. И кое-что в этом плане действительно делалось.

Например, совсем недавно была введена обязанность СРО отвечать за результат оценки, указанный в отчете об оценке рыночной стоимости, поступившем на экспертизу. Введена и материальная ответственность СРО за недобросовестную или неквалифицированную экспертизу (до 5 млн руб.), проведена масштабная аттестация экспертов СРО, сдавших квалификационные экзамены. Эти шаги уже привели к повышению качества экспертизы. Но все они были перечеркнуты принятым законопроектом.

Цена некоторых ошибок может оказаться критической для нашего бюджета: Росимуществу согласно бюджету на 2016 год предстоит продать госимущества на 33,2 млрд руб., а по мнению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева — на 99 млрд руб. Достаточно лишь посмотреть на такое расхождение в оценках, чтобы понять, что почва для всевозможных злоупотреблений благодатная.

А значит, государство вновь, как это уже было в ходе бесконтрольной приватизации 1990-х годов, за бесценок передаст в руки «заботливых частных собственников» лучшие куски народной собственности. При этом полученные деньги, как это происходит сегодня, будут размыты в решете неэффективных проектов госкомпаний.

 

Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: