Ценность оценки повысят. Новые дорожные карты уже разработаны

22 Июля 2013

Новые дорожные карты уже разработаны

 Фото: Александр Натрускин/ РИА Новости www.ria.ru
Андрей Никитин, глава Агенства стратегических инициатив
Новые дорожные карты - по совершенствованию оценочной деятельности, созданию национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК) и по налогам - уже разработаны и ожидают своего рассмотрения на Наблюдательном совете АСИ.

Карта по налоговому администрированию ожидает финального совещания с федеральными органами исполнительной власти. Там есть ряд несущественных замечаний, но тем не менее бизнес считает, что эти замечания принимать не нужно. Нам осталось провести согласительное совещание, зафиксировать разногласия, и, может быть, их урегулировать. Если разногласия останутся, то решение по ним будет принимать Наблюдательный совет. Карта по оценочной деятельности особых разногласий не вызывает. Сейчас она готова к вынесению на Набсовет. Что касается карты по НСКК, то разногласий нет, но есть \"развилки\". Минобрнауки занимается непосредственно программой развития образовательной среды, и мы бы не хотели дублировать его функции. Нам важно понять, как образование будет влиять на создание высококвалифицированных рабочих мест. И в этом ключе для нас стейкхолдером по этой карте является минтруд. Эта карта самая сложная по своей организации, имеет тенденцию к расползанию.

По каждой карте формируется рабочая группа. АСИ только помогает бизнесу готовить карты. В работе над картой по оценке активное участие приняли как оценщики, так и потребители оценочной деятельности. С оценкой не все так просто, ведь мы по-прежнему можем от разных оценщиков получить абсолютно разную стоимость одного и того же объекта. У нас в стране даже уголовные дела по этому поводу возбуждают. В карте мы сформулировали персональную ответственность оценщиков. Над картой по НСКК работало около трех тысяч человек из Союза ректоров, представителей компаний, отраслевых объединений, профсоюзов, профессиональных сообществ. Больше десятка регионов включились в эту работу.

По четвертой карте по доступу НКО и малого бизнеса в социальную сферу группа пока формируется. Подключены государственные регуляторы, заинтересованы в результатах многие регионы. При работе над этой картой нужно двигаться очень аккуратно, определяя, где бизнес может действительно улучшить качество обслуживания, но не привести к тому, что какая-то услуга вдруг станет недоступной. То есть очень важно поэтапное движение через примеры, кейсы, практики. Попробовали, получилось - значит можно масштабировать.

Заложен ли в карты механизм по реализации мероприятий на региональном уровне, а не только на федеральном?

Андрей Никитин: Конечно, этот механизм присутствует в каждой карте, но все-таки в меньшей степени, поскольку существующая система исполнительной власти в Российской Федерации предполагает, что правительство может только рекомендовать органам региональной власти выполнить те или иные мероприятия. Хотя, с другой стороны, как раз с регионами мы не видим особых сложностей. Они достаточно быстро втягиваются в соревнование. Когда два года назад минэкономразвития обнародовало субнациональный рейтинг по строительству, и оказалось, что Москва на 30-м месте из 30 возможных, столичные власти совершили огромнейший рывок с точки зрения упрощения административных процедур. С регионами проще, потому что они восприимчивы к лучшим практикам, обмениваются опытом. Допустим, по карте по НСКК. Недавно прочитал в СМИ, что Татарстану не хватает специалистов для стратегического плана по развитию отрасли. Существует серьезный зазор между людьми, которые там хотят работать, и рабочими местами, которые планируется создать. Не отстают и другие регионы. В Калужской области всерьез занялись вопросами дуального образования, восстановлением профтехучилищ. Убежден: надо всячески поддержать молодежь, которая заканчивает техникум. Если они хотят учиться дальше, то должна быть создана легкая и понятная процедура, как им стать бакалавром, магистром.

Закрываются ли дорожными картами НПИ все показатели Doing business?

Андрей Никитин: Почти все. Там есть показатель по арбитражным процедурам - тема очень серьезной практики. Мы решили, что нужно подойти к этой карте с нескольких сторон. Есть показатели, например, по административным барьерам, процедурам, по уровню налоговой нагрузки. Но методики расчета показателей Doing business должны быть пониже.

Можно ли говорить о том, что АСИ, начиная с карты по оценке, разрабатывает теперь и отраслевые дорожные карты?

Андрей Никитин: Системно - нет. Мы рассматриваем оценку в первую очередь как часть арбитражной процедуры. Как часть процедуры защиты права инвестора на справедливую оценку активов. Если инвестор готов вкладывать свои деньги в проект, его нельзя обманывать, завышая или занижая стоимость того или иного имущества или компании.

С другой стороны, отраслевые вопросы мы частично "погрузили" в дорожную карту по конкуренции. Там есть шесть разделов по приоритетным отраслям, в которых прописаны меры по развитию конкуренции. Возможно, такой же подход будет использован и в социальной карте. Безусловно, предпринимаемые меры для дошкольного сектора и ухода за пожилыми будут различаться. В нынешнем году у нас немного поменялся мандат по поддержке проектов. Процедура вынесения на Набсовет документов достаточно длительная. Часто бывает так, что мы успеваем проект поддержать еще до одобрения его Набсоветом. То есть по факту. И ждем формальной процедуры. Поэтому мы попросили руководство о том, чтобы по лидерским проектам отчитываться перед Советом, а системные или проекты-катализаторы детально и подробно рассматривать уже на заседаниях.

Сообщество оценщиков работает семь лет в формате СРО. Почему АСИ, а не СРО выступило инициатором карты?

Андрей Никитин: На самом деле не АСИ выступило инициатором карты, а инвесторы. Когда я сам занимался бизнесом, то сталкивался с очень разными результатами оценок. На одном из предприятий, на котором я работал, ранее был рейдерский захват, затем уголовное дело. Там как раз поднимался вопрос качества оценки. Сегодня на слуху истории с введением налога на имущество и справедливой оценкой активов. Очень много вопросов накопилось к оценке и в промышленности, и в инвестиционном сообществе. С определенного момента участниками этой процедуры стали физические лица. Хотелось бы, чтобы оценщики были такой же уважаемой гильдией, как нотариусы, адвокаты.

Как в карте отражена проблема недостаточной квалификации, недобросовестности части оценщиков?

Андрей Никитин: В карте планируется повышать ответственность СРО. Была у нас конференция по оценке. Один из оценщиков выступил очень рьяно, сказал: зачем вы к нам лезете, мы и сами со всем разберемся. Сами оценщики договорились о том, какие ограничивающие меры они на себя готовы принять с тем, чтобы повысить качество своей работы. Серьезные оценочные компании прекрасно понимают, что время для этого назрело. Даже банки вынуждены создавать при себе реестры оценщиков. Так проще. Эффект от реализации этой дорожной карты будет измеряться количеством судебных исков.

Используют ли такие новации, как отмена печати и отказ от командировочных удостоверений, сами предприниматели? Не захотят ли лишний раз подстраховаться бумажным носителем?

Андрей Никитин: Я не вижу в этом проблемы. Несколько лет назад, когда появилась электронная форма подачи декларации в налоговую инспекцию, все компании говорили, что это нечто искусственное. А сейчас вся документация сдается в электронном виде. Кроме того, важна позиция Федеральной налоговой службы, которая вместе с бизнесом является локомотивом таких изменений. Как только мы говорим об ускорении сроков, то сразу выходим на безбумажную процедуру. Минсвязь почти в каждой карте является соисполнителем. Конечно, остается проблема межведомственного взаимодействия.

Когда планируются реализовать первые мероприятия этой карты по налогам?

Андрей Никитин: Поскольку федеральная налоговая служба поддерживает эту карту, то часть мероприятий, которые находятся только в их компетенции, уже реализуется. В данном случае чувства ревности я не испытываю.

С какими сложностями столкнулись разработчики карты НСКК?

Андрей Никитин: Сложность в том, что у ряда министерств накопилось масса текущих проблем и со средним образованием, и с высшим. Ощущение, что о будущем они как будто не думают, заняты только текучкой. Мое поколение - те, кому за тридцать. Но среди нас немногие серьезно относились к учебе. Мы все хотели ларек открыть и быстро получить хорошую прибыль. Сегодня процессы иммиграции продолжаются. Но они другие, нежели в семидесятые годы. Состоятельные россияне активно пользуются зарубежными медицинскими клиниками, отправляют своих детей учиться в колледжи и университеты Европы и Америки. Так деньги утекают из России. Это с одной стороны. С другой - мы рассуждаем о создании 25 миллионов рабочих мест. Но нам негде взять столько высококвалифицированных выпускников колледжей и училищ. Выход я вижу в том, чтобы обеспечить доступ работников к повышению квалификации. Тогда и 40-летний может доучиться и работать за более высокую зарплату. Часто модернизация производства сталкивается с невозможностью переобучения сотрудников.

В прошлом году АСИ разработало дорожную карту по конкуренции и улучшению антимонопольного законодательства. В то же время многие решения дорожных карт не могут быть реализованы без участия региональных и муниципальных властей. Запланированы ли в АСИ проекты по распространению мероприятий федеральных карт на региональный уровень?

- Конечно. Мы такие мероприятия реализуем по картам по строительству, электроэнергетике. Нас часто упрекают в том, что рейтинговый бизнес - это несистемная цель. Системная цель, чтобы не только в столице позиции улучшались, а в каждом регионе. Буквально с этой недели у нас начинаются встречи с бизнесом в регионах. Есть у нас сколько-то застройщиков в федеральном округе, мы с каждым встретимся, каждого спросим: а ты почувствовал работу дорожной карты? У нас нет цели продемонстрировать Всемирному банку нужный результат. Более того, сопредседатель "Деловой России" Александр Галушка предложил создать по принципу Стандарта инвестклимата региональный Стандарт по конкуренции. Такую небольшую памятку для губернаторов. И регионов, желающих стать пилотными, хоть отбавляй. Действительно заинтересованных в новых инвесторах, новых производителях, новых площадках.


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: