СЕРДЮКОВА С ДОЛЖНОСТИ УБРАЛИ СПЕЦСЛУЖБЫ. БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ В АРМИИ ДОЛЖНА НЕ ТОЛЬКО КОНТРРАЗВЕДКА

24 Июля 2013

Вчера Главное военное следственное управление (ГВСУ) Следственного комитета РФ сообщило о возбуждении двух очередных уголовных дел, связанных с незаконной реализацией военной недвижимости. Одно из них касается продажи части комплекса Таврического дворца в Петербурге, где "рыночная стоимость объекта на момент его реализации превышала продажную более чем на 75,8 млн. руб.". Другое дело связано с незаконной реализацией гектара земли в Балашихе. Здесь ущерб, по предварительным данным, составляет более 50 млн. руб. Все это происходило когда Минобороны возглавлял Анатолий Сердюков.
Как следует из сообщения, поступившего в "НГ" из ГСВУ, незаконно проданный объект Таврического дворца ("Дом садовника с двумя флигелями" XVII века) до 2010 года не принадлежал Минобороны.

Но весной этого года оно "обратилось в территориальное управление Росимущества в городе Санкт-Петербурге с просьбой передать его для использования в интересах ВС РФ". Позже, когда передача недвижимости состоялась, объект после ремонта (было вложено 106 млн. бюджетных рублей) продали практически за бесценок "коммерческой организации, созданной за несколько месяцев до этого и зарегистрированной на Кипре". А в Балашихе земля по цене значительно ниже рыночной стоимости продавалась с целью строительства столь дефицитного для региона жилья для военнослужащих. Однако в результате там "был возведен торговый центр". ГВСУ выясняет подробности сделки, в том числе кому принадлежит построенное сооружение.
Военные следователи пока не сообщают, кто подписался под обращением с просьбой передать часть Таврического дворца в ведение Минобороны. Но, как правило, в другие ведомства письма из Минобороны подписывает министр или в крайнем случае начальник Генштаба. Если они и не подписывают такие документы, то, конечно, визируют, давая добро на подобные сделки. ГВСУ уже рассматривает подобное уголовное дело, когда за подписью Анатолия Сердюкова ушло письмо местным властям одного из районов Краснодарского края с просьбой выделить участок на берегу Черного моря для строительства радиолокационной станции. Вместо нее зять Сердюкова, купив землю Минобороны почти за бесценок, начал строительство развлекательно-рекреационных сооружений. Следствие по данному делу не закончено, экс-министр обороны проходит по нему как свидетель.
По данным Главной военной прокуратуры, стоимость незаконных сделок, совершенных в бытность Анатолия Сердюкова министром обороны, насчитывает более 6 млрд. руб. На эти деньги можно обустроить военный городок с социальной инфраструктурой, в котором разместилась бы мотострелковая бригада.
У наблюдателей возникают вопросы. Почему Анатолию Сердюкову и его окружению удавалось осуществлять подобные криминальные сделки? Почему многочисленные и явные нарушения при продаже и приобретении имущества лишь сейчас становятся объектами уголовных дел? Причастность Сердюкова ко многим уголовным делам многим кажется очевидной. Почему же ему до сих пор не предъявлено обвинение?
На эти упреки недавно ответил глава СК РФ Александр Бастрыкин, выступая на антикоррупционном форуме в Счетной палате (СП). "Уважаемые коллеги, мы не хотим 37-го года, и я вам могу доложить, с кровью здесь будет очень трудно", - отметил он. По словам Бастрыкина, за каждым решением руководством Минобороны и "Оборонсервиса" "стоят оценщики, и на каждый объект они предъявляют документы". При этом оспаривать представленные оценщиками материалы трудно, а доказательства приходится собирать путем назначения сложных экономических экспертиз.
Хочется надеяться, что доказательная база в отношении истинных коррупционеров в Минобороны и "Оборонсервисе" будет создана и они будут наказаны. Иначе спуск на тормозах подобных дел ударит по имиджу Кремля. Но вопрос о том, как убрать в государстве системные предпосылки для осуществления подобных преступлений в армии и в аутсорсинговых организациях типа "Оборонсервис", остается открытым.
Нынешний министр обороны Сергей Шойгу предпринял попытку решить этот вопрос, заявив, что Минобороны не нужна функция, связанная с продажей военного имущества, и оно этим заниматься не будет. Хотя очевидно, что в системе материально-технического обеспечения войск военные чиновники и руководство Минобороны будут привлекаться к системе распределения материальных средств, строительства всевозможных военных объектов, закупок и т.п. Значит, "благоприятные" условия для нечистых на руку людей остаются. Как всему этому поставить надежный заслон?
Источник в бизнес-структурах, приближенных к Минобороны, сообщил "НГ", что о многочисленных систематических имущественных и иных экономических нарушениях в окружении экс-министра обороны регулярно информировали президента Владимира Путина не столько аудиторы Счетной палаты, сколько глава Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александр Бортников. В этом нет ничего сенсационного. По закону контрразведчики обязаны отслеживать ситуации, связанные с коррупцией во властных структурах, в том числе в силовых ведомствах. Судя по тому, что Сердюкова сняли с должности, а многочисленные преступные деяния его подчиненных и близких сейчас расследует ГВСУ, ФСБ работает эффективно. А как же другие государственные структуры?
К сожалению, в стране не налажен должный и эффективный антикоррупционный контроль за Минобороны и другими силовыми ведомствами. Всевозможные финансовые инспекции, существующие в недрах силовых структур, как правило, не выносят сор из избы, особенно в отношении первых лиц министерств и ведомств. СП – относительно малочисленна, чтобы проверить весь оборонный бюджет, куда идет каждый четвертый рубль налогоплательщиков. Определенную пользу в сфере контроля приносят военные прокуроры и следователи. Но их, как и аудиторов СП, относительно мало. Да и функции представителей ГВП и ГВСУ в армии и на флоте шире, чем борьба с экономическими преступлениями. В стране, по сути, отсутствует гражданский контроль по этим направлениям. Всевозможные общественные советы, создаваемые при силовых структурах, бутафорны или вовлечены в социально-культурную сферу, но никак не в антикоррупционный контроль.
Как ни парадоксально, основную (хотя и негласную) нагрузку по масштабному контролю по вопросам экономической безопасности за ВС, МВД, МЧС, особенно в отношении их руководителей, осуществляют спецслужбы. И они имеют прямой выход на президента и потому эффективны. Но сейчас действительно не 37-й год. И в стране, думается, найдутся здоровые силы не только в лице контрразведчиков, которые создадут здоровый демократический институт контроля за армией и другими силовыми структурами, чтобы искоренить коррупцию в них.



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: