Новое в кадастровой стоимости земли

16 Сентября 2014

Изменения законодательства, регулирующего порядок оспаривания кадастровой стоимости земли и иных объектов недвижимости, комментирует адвокат Лев Иванов, председатель Владимирского регионального отделения общественной организации «Российский союз налогоплательщиков».

- Насколько произошедшие изменения актуальны для бизнеса?

- Кадастровая стоимость земельных участков служит базой для расчета земельного налога, арендной платы за землю, а также выкупной стоимости земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности. Расходы по данным платежам относятся на себестоимость продукции, следовательно от их величины напрямую зависит эффективность той или иной предпринимательской деятельности, конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Механизм оспаривания кадастровой стоимости земельных участков был законодательно введен в Российской Федерации с 2012 года и с тех пор активно применяется как предприятиями – собственниками и арендаторами земельных участков, так и физическими лицами — землепользователями. За прошедшие два с половиной года несколько десятков предприятий и предпринимателей, осуществивших мероприятия по корректировке кадастровой стоимости земли с помощью «Российского союза налогоплательщиков», получили общий экономический эффект на сумму более двухсот миллионов рублей.

- В чем суть происшедших изменений в законодательстве?

Федеральным законом от 21.07.2014. № 225-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Стоит отметить некоторые из них, касающиеся порядка оспаривания кадастровой стоимости недвижимого имущества:
- споры о кадастровой стоимости недвижимости изъяты из исключительной компетенции арбитражных судов;
- изменен порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению споров о кадастровой стоимости недвижимости;
- уточнен состав документов, подлежащих предоставлению в комиссию;
- введен обязательный досудебный порядок обращения в комиссию для юридических лиц, срок обращения в комиссию увеличен с шести месяцев до пяти лет;

Наиболее положительным для землепользователей представляется нововведение, согласно которому результаты оспаривания кадастровой стоимости недвижимости, т.е. новая кадастровая стоимость, установленная решением комиссии либо суда, применяется с 1 января календарного года, в котором было подано соответствующее заявление. Это правило распространяется на тех землепользователей, заявления об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости которых будут поданы после вступления в силу указанного Закона (22 июля 2014 года), а также на тех из них, кто подал такие заявления до указанной даты, но решения по ним на дату вступления в силу Закона комиссией либо судом приняты еще не были.

На практике, до принятия указанных поправок, налогоплательщики имели возможность применять для налогообложения установленную судом кадастровую стоимость лишь со следующего года после вступления в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земли в размере ее обоснованной рыночной стоимости. Это приводило к тому, что в течении как минимум одного календарного года налогоплательщики были вынуждены уплачивать земельный налог с кадастровой стоимости недвижимости, фактически признанной комиссией или судом необоснованной.

В соответствии же с новой редакцией Закона, многие предприниматели смогут получить экономический эффект от обоснованного оспаривания кадастровой стоимости своих земельных участков ретроспективно, «обратным числом».
В то же время, в новой редакции Закона повышены требования к качеству доказательств, которые должны представить землепользователи для обоснования своей позиции. Но и эта позиция законодателя представляется вполне обоснованной.

- Все вышеперечисленное касается только собственников земельных участков?

До недавнего времени проблемы завышения кадастровой стоимости и порядка ее оспаривания были актуальны только для собственников и арендаторов земли. Однако, в ближайшее время круг налогоплательщиков, уплачивающих налог от кадастровой стоимости недвижимого имущества, существенно расширится.

С 1 января 2014 года глава 30 Налогового Кодекса РФ дополнена статьей 378.2, которая вводит новый порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости. Налоговая база по налогу на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства. Решение об определении налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, (в отношении деловых, торговых, офисных центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания и других), может быть принято законом субъекта РФ после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости таких объектов. Когда соответствующий закон во Владимирской области будет принят, то в отношении перечисленных объектов недвижимого имущества прежний порядок определения налоговой базы (исходя из среднегодовой стоимости) применяться уже не будет.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, будет официально опубликован. Ставка налога, если не последует изменений в законодательство, во Владимирской области составит в 2015 году – до 1,5%, в 2016 году и в последующие годы – до 2 процентов от кадастровой стоимости недвижимости.

- Таким образом, обсуждаемая тема приобретает все большую актуальность?

Вопросы определения кадастровой стоимости недвижимости, вопросы разрешения связанных с этим конфликтных ситуаций на протяжении уже ряда лет последовательно решаются законодательством и судебной практикой. Наблюдается несомненный прогресс как в обеспечении интересов государства, так и в обеспечении интересов налогоплательщиков, которым предоставляется законная возможность правовыми способами обеспечить свои экономические интересы. Поэтому актуальность данной темы для широкого круга предпринимателей будет только возрастать.

Обратиться за помощью к специалистам можно, позвонив по телефону 8 800 777 09 52, 8 (4922) 37-09-52, 46-11-05. Достаточно назвать номер земельного участка. Консультация проводится бесплатно. С более подробной информацией можно ознакомиться на сайтах rsn33.ru1arbitr.ru
Источник:http://www.vladimironline.ru/economics/id_88827/


Региональное отделение:  Владимирское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: