Игорь Шеляков: «Все базовые услуги Росреестра доступны в электронном виде»

Новости

2 Марта 2017

Руководитель Управления Росреестра по Башкортостану Игорь Шеляков рассказал о том, какие государственные услуги оказывает его ведомство, в какие сроки в республике можно оформить право собственности и поставить на кадастровый учет недвижимость, в чем преимущества электронной подачи документов, а также затронул не менее актуальные вопросы, касающиеся регистрации прав на недвижимость.

Игорь Михайлович, вначале коротко о ситуации на рынке недвижимости за десять месяцев текущего года. Каковы тенденции?

— За этот период нами зарегистрировано около 658 тыс прав, сделок и обременений с недвижимостью, что на 1,6 процента выше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Также за этот период наблюдается рост ипотеки на 14 процентов и количество зарегистрированных договоров долевого участия в долевом строительстве — на 4,7 процента, при этом на 15 процентов замечено снижение количества зарегистрированных прав собственности на жилые помещения.

С сентября 2016 года Росреестр и Кадастровая палата Башкортостана сократили сроки регистрации прав и кадастрового учета. Так в течение какого времени сегодня можно оформить недвижимость?

— Действительно, для всех категорий заявителей сроки госрегистрации прав на недвижимость в республике с сентября сокращены до семи-восьми рабочих дней (вместо десяти, предусмотренных законодательством). До пяти рабочих дней сокращены сроки регистрации по заявлениям юридических лиц городов и районов республики, за исключением Уфы. Для столичных предпринимателей, учитывая большее их количество, срок оформления составит семь рабочих дней при условии подачи документов через офис МФЦ (ул.50 лет СССР, 30/5, зале №2). В тех же районах и городах, где офисы приема многофункциональных центров и Росреестра размещены совместно (а это 23 муниципальных образования) дополнительные сроки на транспортировку документов из МФЦ в Росреестр и обратно (еще четыре рабочих дня), добавляться не будут. Если же подать документы в электронном виде, то оформить недвижимость можно в течение двух рабочих дней. Меньше времени теперь займет и постановка недвижимости на кадастровый учет через портал Росреестра: для земельных участков — до трех рабочих дней, для объектов капитального строительства — до пяти рабочих дней.

С чем связано сокращение сроков данных госуслуг?

— В первую очередь это связано с совершенствованием оказания госуслуг Росреестра и Кадастровой палаты в интересах граждан, а также в целях улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в республике. Дело в том, что показатели «регистрация собственности» и «кадастровый учет» включены в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России. По его итогам за 2016 год наша республика заняла 20 место среди всех субъектов страны. Стоит отметить, что поступательное движение вперед в данном рейтинге по указанным показателям зависит не только от Росреестра и Кадастровой палаты. Взять, к примеру, показатель «кадастровый учет». Решающим фактором его оценки станет время согласования материалов кадастровых работ органами местного самоуправления, поскольку сроки постановки земли на кадастровый учет в Башкирии и так минимальны — всего три рабочих дня. А согласно Национального рейтинга средний срок оказания данной услуги в Башкирии — 34,78 дня.

Почему учитываются такие большие сроки?

— В марте 2015 года в Земельный кодекс России были внесены изменения в части образования земельных участков. И если раньше необходимо было только согласование органов местного самоуправления, то теперь от них требуется издание распорядительного документа, на подготовку которого требуются определенные временные затраты. У ряда регионов они значительно меньше чем в Башкортостане. Поэтому прогресс возможен только в слаженном сотрудничестве всех связанных между собой структур, ведомств и муниципалитетов. Но мы ведем разъяснительную и практическую работу в данном направлении и понимание ситуации есть у всех сторон процесса.

В республике сроки регистрации прав при подаче документов в электронном виде через портал Росреестра сокращены до двух рабочих дней. Что это дает в результате?

— Во-первых, это экономия времени, так как исключается необходимость посещения заявителем залов приема и регистраторы начинают работать с документами сразу. Среди прочих плюсов — отсутствие влияние человеческого фактора, сокращение затрат на госпошлину на 30 процентов для физических лиц, экстерриториальный принцип подачи документов в любое время суток.

К тому же на сегодняшний день получить электронно-цифровые подписи, удостоверяющие документы, не составляет большого труда как по материальным, так и по временным затратам.

Всего за два последних года к нам в электронном виде поступило более 14,5 тысяч заявлений на госрегистрацию прав. По этому показателю среди субъектов России Башкортостан занимает четвертое место.

Ранее Вы говорили о том, что планируется создание консультационного центра по подаче документов в электронном виде, где также будут вести работу представители удостоверяющих центров, выдающих электронные цифровые подписи (ЭЦП).

— Да, и эта работа ведется. В рамках данного проекта ЭЦП будет стоить весьма недорого, к тому же специалисты помогут заявителям сдать документы на регистрацию в электронном виде, заполнить все необходимые заявления, оцифровать документы в нужном формате. Такой центр до конца года появится в Уфе на площадке бывшего зала приема документов Управления Росреестра по РБ по адресу ул.Ленина,70. Кстати, буквально на днях во втором зале здания Росреестра по адресу ул. 50 лет СССР 30/5 открылось окно для подачи документов в электронном виде. И, в частности, там уже ведут свою работу представители удостоверяющих центров, которые оказывают содействие юридическим и физическим лицам при подаче документов.

Какие еще электронные услуги и сервисы доступны на портале Росреестра?

— В настоящее время на официальном портале Росреестра доступны все базовые услуги ведомства — государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; постановка объектов недвижимости на кадастровый учет; получение сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). Кроме того, портал дает возможность с помощью электронных сервисов узнать справочную информацию об объектах недвижимости в режиме онлайн; отследить статус своей заявки; получить сведения из Фонда данных государственной кадастровой оценки, а также из государственного реестра кадастровых инженеров; направить обращение в Росреестр; предварительно записаться на прием к специалистам ведомства; узнать перечень документов, необходимых в конкретной ситуации. Всего в электронном виде доступны четыре государственные услуги и более 30 электронных сервисов.

В текущем году произошли существенные изменения в законодательстве об оценочной деятельности. В чем они выражаются?

— Что касается нововведений, в июне 2016 года вступили в силу изменения, касающиеся повышения квалификации оценщиков и процедуры оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости. Наиболее значимое изменение связано с процедурой досудебного оспаривания кадастровой стоимости. Теперь в комиссию по оспариванию не обязательно предоставлять экспертное заключение на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Эту поправку можно считать совершенно закономерным и экономически обоснованным для сокращения расходов заявителей. Мы проанализировали количество обращений, поступивших в Комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РБ после отмены экспертного заключения. По ним в 80 процентах случаев приняты отрицательные решения. Но многие заявители, даже после устранения недостатков, послуживших основанием для отклонения предыдущего заявления, не обращаются в комиссию повторно. Хотя у них есть такое право. Отмечу, что по повторным обращениям практически в ста процентах случаев принимаются положительные решения. Поэтому могу рекомендовать тем, кто получил отрицательное решение комиссии при первичном обращении не спешить обращаться в суд, а после исправлений воспользоваться все-таки правом повторного обращения по пересмотру кадастровой стоимости. Это процедура совершенно бесплатно, срок рассмотрения занимает не более 30 дней, в то время как затраты на судебное оспаривание в четыре раза выше, а срок рассмотрения дела может затянуться на несколько месяцев. Часто заявители, особенно юридические лица, рассматривают этап обращения в комиссию как обязательный процесс досудебного рассмотрения, после которого последует отказ в удовлетворении пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости. Это мнение подстегивают также и юристы, сопровождающие процедуры судебного пересмотра кадастровой стоимости, ведь они сами заинтересованы в оплате их услуг за сопровождение. Кроме того, для суда обязательное предоставление Экспертного заключения от СРО на отчет по рыночной стоимости, также суд назначает судебную экспертизу на отчет. Повторюсь, что при повторном обращении в комиссию все эти затраты нести не нужно.

А в целом, каковы итоги работы Комиссии по оспариванию кадастровой деятельности при Управлении Росреестра по РБ?

— За 9 месяцев 2016 года в комиссию поступило 863 заявления по оспариванию кадастровой стоимости в отношении 1513 объектов недвижимости. На 29 заседаниях было рассмотрено 672 заявления, из которых по 211 приняты положительные решения (31 процент от рассмотренных). Основной причиной, не позволяющей комиссии принимать положительные решения, является, прежде всего, недостаточно высокое качество отчетов об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости. То есть оценщики не всегда четко выполняют требования федерального закона об оценке и федеральных стандартов оценки. Однако, после проведенного в 2015 году совместного совещания с представителями оценочных сообществ по основным замечаниям членов комиссии к отчетам по рыночной стоимости, процент положительных решений вырос в десять раз — с трех процентов за 9 месяцев в 2015 году до 30 процентов в 2016-м.

Как налажено взаимодействие управления с многофункциональными центрами, которые на сегодняшний день практически полностью осуществляют прием документов по государственным услугам Росреестра в Башкирии?

— На сегодняшний день в республике на 99 процентов прием и выдача документов при оказании госуслуг по регистрации прав на недвижимость сосредоточены в МФЦ. К тому же, доля услуг Росреестра в многофункциональных центрах, самая существенная в разрезе иных государственных и муниципальных услуг, оказываемых через данную структуру. Поэтому, чтобы повысить уровень представления госуслуг, а значит сделать их еще более доступными для граждан, необходимо усиление совместной работы Управления Росреестра, МФЦ и Минэкономразвития республики. В связи с этим мы обязательно продолжим обучать сотрудников МФЦ основам приема документов на государственную регистрацию. Кроме этого в офисе МФЦ (зал №2 на 50 лет СССР, 30/5) открыты специализированные окна для оказания услуг уфимским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в сокращенные сроки. Время ожидания в очереди должно занимать не более 15 минут. Кстати, до последнего времени на территории республики нельзя было обратиться в любой офис МФЦ по предварительной записи. В последние месяцы такая возможность у заявителей появилась. Подскажу, что сделать это можно по телефону (347) 246-55-33, с помощью сервиса «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием» через портал Росреестра, либо через ведомственный центр телефонного обслуживания по номеру 8-800-100-34-34.

Добавлю, мероприятие по организации предварительной записи в офисы РГАУ МФЦ через портал Росреестра включено в «дорожную карту» по внедрению в Башкортостане лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов России.


Источник


Региональное отделение:  Региональное сообщество по Республике Башкортостан

Вернуться к списку новостей