Ощущение бесполезности: парламент слушает, но не слышит бизнесНовости12 Декабря 2018 В понедельник в Госсобрании Ил Тумэн прошел круглый стол по теме «Проблемы малого и среднего бизнеса и пути их решения». Забегая вперед отметим, что хотя от предпринимателей прозвучал ряд предложений, в ответ от представителей Постоянного комитета по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры так и не последовало мнений, каким путем их внедрять. Всего на Круглом столе было заявлено три доклада от предпринимателей и один от ио Уполномоченного по защите прав предпринимателей республики Айталины Соколовой. Бизнес-омбудсмен заявила, что необходимо пересмотреть систему механизмов налоговой поддержки и вернуться к ставке упрощенного налогообложения (УСН) в размере 3 процентов.
Кроме этого, она сообщила, что в 2019 году в республике налог на недвижимость исходя из кадастровой стоимости решили не вводить. При этом подчеркнула, что в этом вопросе со стороны главы Якутии было достигнуто полное понимание. Ещё одним направлением работы должно стать снижение административных барьеров при реализации механизмов поддержки.
Также было отмечено, что необходимо добиться пересмотра муниципальными властями отношения к системе налогообложения в части единого налога на вмененный доход (ЕНВД). По мнению уполномоченного, система ЕНВД достаточно гибкая и власти на местах могут сами определить льготные режимы в тех или иных отраслях предпринимательской деятельности для их поддержки. Своё видение мер поддержки предпринимательства на Круглом столе озвучила председатель Совета Торгово-промышленной палаты Якутии по промышленной политике, цифровой экономике и развитию конкуренции Надежда Субурусская. Эксперт подчеркнула, что для предпринимателей республики большой нагрузкой становятся различные выплаты. В частности, это средства на проезд до места отдыха для работников и страховые отчисления, поскольку на их размер влияют северные коэффициенты и надбавки. Всё это в целом делает местные услуги и товары неконкурентоспособными на российском рынке. А также не способствует инвестиционной привлекательности республики. В свете озвученного поступило предложение компенсировать данные выплаты через государственные гарантии или компенсацию через налоговый вычет.
Но отдельного внимания заслуживает другое предложение от ТПП:
По мнению Субурусской, развитию бизнеса в республике также может помочь расширение практики государственно-частного партнерства (ГЧП). Перечень проблемных моментов в сфере государственных и муниципальных закупок на примере рынка лекарств озвучила член Якутского отделения «ОПОРА России» Сардана Павлова. По ее мнению, существующие условия по закупкам ставят в невыгодные условия местный бизнес.
В её докладе также была отмечена проблема задержки оплаты поставщикам. Это при том, что зачастую они несут дополнительные расходы на обеспечение заявки и контракта. А оплата, в свою очередь, приходит с большой задержкой. Со стороны якутской «ОПОРы» прозвучало предложение: для обеспечения доступности участия в госзакупках малого и среднего бизнеса в республике местным организациям необходимо разукрупнять лоты. Также было предложено внести в ФЗ-44 возможность установки территориальной принадлежности для участников как одного из условий проведения торгов. Таким образом, поставщики из других регионов, заведомо не имеющие возможности исполнить требования заказчика, но имеющие формальные преимущества в виде соответствия требованиям по площади аптечных помещений, не допускались бы к торгам в республике. В этом случае заказчик получал бы более качественную услугу от поставщика.
Отдельную дискуссию вызвало выступление организатора движения за снижение тарифов на ЖКХ и ГСМ Эрэла Васильева. Оно касалось законов, ограничивающих потребление алкоголя и последствий их принятия в республике. В докладе было отмечено, что временное ограничение продажи алкоголя и изъятие этого права у мелких продуктовых магазинов привело к закрытию многих ИП и активному росту нелегального бизнеса в лице бутлегеров и пивных лже-кафе.
С другой стороны, по словам Васильева, ограничение на продажу алкоголя повысило спрос на наркотики. Также обострилась криминогенная обстановка. Однако источники озвученной статистики приведены не были.
Тема ограничения алкоголя вызвала небольшую дискуссию и споры среди участников Круглого стола. Однако заявленные в теме мероприятия пути решения проблем остались без каких-либо выводов и комментариев со стороны членов Постоянного комитета. Его председатель Игорь Григорьев в конце лишь прокомментировал: «Надо бы закругляться».
Заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма Якутии Максим Прокопьевбыло более информативным. Он подчеркнул: на федеральном уровне уверены, что преференций от государства для жителей Дальнего Востока создано достаточно.
При этом, по словам замминистра, Минфин и Минэкономики России считают, что налоговых преференций для бизнеса, созданных в Якутии, достаточно. По предложениям о пересмотре законов, ограничивающих продажу алкоголя, Прокопьев подчеркнул, что министерство и парламент готовы работать в части совершенствования существующих законов. И готовы принимать предложения, но они должны быть конструктивными и подкреплены должным анализом ситуации. В ходе дискуссии была также озвучена тема борьбы с нелегальным предпринимательством. Журналист Олег Желнин отметил, что о проблеме говорят давно, но в то же время до сих пор в законах (кроме Уголовного кодекса) на всех уровнях отсутствует формулировка и понятие «незаконное предпринимательство». А без должного закона любая борьба обречена на провал. Кто будет выносить инициативу о создании федерального закона о «незаконном предпринимательстве»?Подытожило мероприятие выступление представителя Торгово-промышленной палаты Якутии, генерального директора ООО «КопирТехСервис» Александра Никифорова.
Аплодисменты у собравшихся вызвала реплика Надежды Субурусской, отметившей, что бизнес уже не один год озвучивает свои предложения, но они так и не принимаются к воплощению:
По итогам Круглого стола осталось ощущение бесполезности и недееспособности нашего законодательного органа. Ведь Ил Тумэн как орган, обладающий местной законодательной инициативой, уже давно мог неоднократно вынести на федеральный уровень все предложения от местного бизнеса по тем или иным действующим законам. Мог через собственных представителей в Госдуме и Федеральном собрании добиваться внесения необходимых поправок для развития предпринимательства в республике. Но связки в решении этих вопросов между депутатами Ил Тумэн и их коллегами в Госдуме и Совете Федерации местный бизнес не видит. Хотелось бы, чтобы подобные круглые столы не проводились как мероприятия для галочки, где власть якобы слушает, но толком не слышит бизнес. Поскольку возникает логичный вопрос: а какой толк от такого парламента и депутатов?
Региональное отделение: Якутское региональное сообщество Вернуться к списку новостей |