Что государство может сделать в кризис для экономики без финансовых затратНовости13 Апреля 2020 Челябинский предприниматель, представитель НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Денис Константинов считает, что во времена «коронакризиса» (как он сам выражается) власти могут многие проблемы бизнеса решить и без денег, так как многие трудности в экономике возникли не с началом пандемии, а задолго для нее. Мнение эксперта — о том, чего предприниматели ждут от государства. — «Коронакризис» рассматривается преимущественно как экономическая проблема и лишь немного медицинская. А раз проблема экономическая, то и меры поддержки активной части общества предлагаются исключительно финансовые. Эксперты спорят: всем или не всем, много или мало, прямая или косвенная, с оборота или поровну. С одной стороны, создание экономической подушки — дело полезное, и поддержка платежеспособного спроса на хорошем уровне смягчит экономическое падение. Возможно, не позволит разориться значительному проценту бизнесменов и не создаст массовую безработицу. Но давайте поговорим о том, что можно сделать без денег. Ведь «коронакризис» добавился к уже существующим проблемам, именно поэтому его так сильно ощутил малый бизнес, растерявший за последние годы жирок и уверенность в светлом будущем. Рассматривать сейчас меры поддержки бизнеса я бы начал со старых «замыленных» вопросов комфортности бизнес-климата и инструментов повышения уверенности и защиты. Не секрет, что бюрократы и монополии давно отыграли ранее утерянные при давлении АСИ позиции. Документы искусно доработали, и практически все вернулось на круги своя, за редким исключением. Даже с понятием «инвестор» путаница никуда не делась. Поэтому начинать нужно с основ. Например, давно необходимо системно поддержать весь российский бизнес, решив проблему с нерабочим составом 169-й статьи Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за нарушение прав предпринимателей. К сожалению, она всегда была и остается декларативной. Это пример сплошного несовершенства, начиная с субъектного наполнения, невозможности вменения и санкции, несопоставимой с последствиями. Вы слышали, чтобы кого-нибудь наказали за нарушение прав предпринимателя? Эта статья не требует наступления последствий, достаточно одного факта, но увы… Никогда не услышите, можете не надеяться. Ею пользуются для ухода от более серьезных составов. Вторая системная проблема — это качество экспертной деятельности, любой — от кадастровой оценки до заключений, послуживших причиной возбуждения уголовных дел и приговоров суда. Кто более грамотный и правильный эксперт — оценщик или специалист? Рассуждения об этом ведутся десятилетиями, а внятного закона нет до сих пор. К сожалению, сейчас обосновывается все что угодно. Базовые нормы, порождающие несовершенство судебной системы в части представления и приобщения доказательств и экспертных заключений, тоже не способствует росту уверенности бизнеса. Несколько слов о кадастровой оценке, в этом году закончился мораторий на ее проведение. Регионы приступили к пересмотру стоимости, установив плановые показатели увеличения собираемости налогов. На мой взгляд, важно сейчас продлить мораторий. Разные решения требуют различной глубины и времени проработки, одни принимаются сразу, по другим возможен только отказ и нет оснований для соблюдения формального 30-дневного срока ответа на обращение. Но вопреки здравому смыслу бизнес проводит значительное время в пустом ожидании. Не действуя, а ожидая сотое письменное согласование. При этом все сводится к форме, а не к сути. Чтобы улучшить экономические результаты, отыграть падение и начать быстро восстанавливаться, мы обязаны избавиться от существующего лицемерия в процессах взаимодействия общества и власти. По-другому не получится. Для этого нужно разобраться со сроками ответов на обращения, когда — день, неделя, две, а когда и почему — месяц. Все прекрасно знают про государственные электронные услуги и частичную возможность дистанционного получения ряда общих сервисов и документов, но все равно мы постоянно сталкиваемся с тем, что вынуждены переписываться и на конкретное обращение получать только ненужную отписку о дате регистрации. Лицемерие в том, что все понимают: такой ответ заявителю не нужен, он для формального соблюдения сроков. Потом ответа может не быть вовсе, но это уже никого не беспокоит, как и издевательские ответы не по существу. Сложности межведомственного и межуровнего функционала надолго парализуют заявителей, превращая их в слепых котят, не видящих решений, казалось бы, простых вопросов. С этим нужно решительно покончить, сейчас для этого самое подходящее время. После «коронакризиса» мы обязаны стать умнее, быстрее и честнее. А пересылка обращения в правильное ведомство давно должна стать обязательной нормой. Каждый юрист знает уловку про пустые конверты и страховку от них в виде полной описи содержимого, когда формально извещение об отправке есть, а фактически другая сторона остается в неведении и не успевает подготовиться к процессу. Сколько раз вы получали письма без приложений, указанных в конце письма? И это не всегда злой умысел, нам не хотят отправлять ненужную макулатуру. Зачем вообще нужны бумажные письма, квитанции, бланки, когда два почтовых сервера способны обмениваться информацией мгновенно, качественно охранять и запоминать даты и содержание, а мы можем получить любую нужную информацию в любое время? Сейчас самое подходящее время пересмотреть законодательство и предусмотреть заявительный отказ от получения официальной корреспонденции и коммунальных квитанций в бумажном виде, продумать создание официальных электронных почтовых сервисов для граждан и юридических лиц. Большие надежды, возлагаемые на анонсированную трансформацию делового климата, могут не оправдаться. Мы постоянно видим примеры, когда вместо существующих федеральных требований мы сталкиваемся с жесткими региональными или ведомственными императивами. Взять те же требования по лицензированию скважин малыми потребителями, когда вместо координат скважины стали необходимы координаты всего участка, новые документы. Или как получилось, что после всех реформ подключение предприятия к газовым сетям, проходящим в нескольких метрах от границы предприятия, стало многомиллионным проектом с годовыми сроками выполнения работ. Если разобраться, то мы видим кратное ухудшение. С газовыми сетями вообще творится парадокс. Везде сети рядом, но заявитель должен тянуть ветки с другого конца и заодно модернизировать подстанции, переносить магистральные газопроводы. Странно считать наличие газа в системе не по разбору, а по выданным когда-то техусловиям. Снятие ресурсных ограничений в случае развития российских компаний за счет совершенствования законодательства также можно отнести к ожидаемым мерам. Никакие телефонные опросы, выборочное анкетирование или собранные фокус-группы не способны решить проблемы качественной трансформации делового климата без использования правильных цифровых инструментов. У каждого бизнесмена есть позиция, своя правда и рецепт его побед и планов. Агрегирование мнений, экспертной сети дает ускоренную коммуникацию, повышает вовлеченность и уверенность. Если мы хотим получить результат, важно научиться слушать людей, решая насущные вопросы, а не уходить в стратегические планы и дорожные карты. Рост здесь и сейчас. Почему это важно? Потому что, несмотря на весь кризис, даже сейчас бизнесменов продолжают сурово наказывать, лишать земельных участков и не вникать в их ситуации. Конечно, мечтать о раздаче денег хорошо, но создать условия бизнесу для честного заработка денег — гораздо лучше. Рассуждений о вопросах проведения конкурсных процедур и приемки работ много. Ценовые критерии аукционов стали настоящим бичом, бизнесменам самим стыдно за такую работу и результат, но такой критерий закупки. Мы никогда не добьемся качественного совершенства, развития технологий и талантов, если будем ориентироваться на цену. Есть жизненный цикл, наличие производственной, кадровой базы, объемы отчисления налогов, технологическое совершенство и экологическая сертификация процессов, но это все перебивает цена. Хотя даже простейший действенный рецепт может все изменить, стоит обязать учредителей крупных компаний, топ-чиновников и менеджеров раз в год проводить публичные встречи с претендентами и поставщиками для обсуждения накопившихся вопросов и предложений. Многие даже не представляют, сколько полезных знаний перед ними откроется — от новых технологий и потенциала поставщиков до принципов приемки работ. Я считаю, что многое возможно и без раздачи денег. Достаточно дать бизнесмену уверенность и доказать, что его не оставят с его проблемами, а сделают все, чтобы не допустить неправомерных претензий, трат или задержек. Для бизнеса актуальна проблема не только в получении денег, а в том, чтобы их понапрасну не тратить и бездарно не потерять, и государство легко может создать соответствующие условия для преодоления последствий «коронакризиса» и уверенного развития, даже без бюджетных трат. Источник
Региональное отделение: Челябинское региональное сообщество Вернуться к списку новостей |