В советское время льнозаводы были промышленными предприятиями, занимались только переработкой. А сегодня стали и сельхозпредприятиями, но статус земель не поменялся.
- Я под сырьевой двор арендую шесть гектаров, - рассказала "РГ" директор ООО "Лен" в Можге Татьяна Шутова. - Первоначально платила за них примерно 190 тысяч рублей. Так как для меня это большая сумма, я пошла на переоценку. В 2015 году суд определил рыночную стоимость аренды в 145 тысяч, но почти сразу была проведена новая кадастровая оценка земли, и с января 2016-го она подорожала вдвое. Я в администрацию обращалась: что делать? Снова заказывать переоценку? Мне сказали подождать, якобы будет мораторий, но в Удмуртии его не поддержали.
В итоге, по ее словам, на первую переоценку и услуги юриста она потратила порядка ста тысяч рублей, а то, чего добилась, "проработало" на нее год. В 2016-м за аренду она заплатила около 300 тысяч. На этом ее тяжбы не закончились. Татьяна Шутова снова пришла в кадастровую комиссию за переоценкой, но ей отказали. После чего она обратилась в Верховный суд Удмуртии.
Часто предпринимателям удается оспорить новую оценку земли в судах, но разбирательства отнимают массу средств и времени- Пока судились, республиканское правительство приняло постановление (от 24 апреля 2017 года о внесении изменений в постановление "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртии". - Прим. "РГ"), по которому у меня арендная плата стала еще больше, теперь я должна за территорию полмиллиона. При валовом доходе около 10 миллионов. Кроме этого, у меня есть еще земли под зданиями, за них тоже плачу. Нам такая сумма не по силам. Я предлагала районному совету депутатов перевести эти участки в сельхозземли, но мне отказали. Я бы и продала уже этот завод, но он никому не нужен, - посетовала директор льнозавода Татьяна Шутова.
И таких случаев в республике немало. Один из ижевских предпринимателей рассказал, что до 2016 года платил 200 тысяч аренды за участок на окраине города. Потом ему пришел счет на 1,4 миллиона, а позже и совсем на 2,7 миллиона рублей. Участок оценили в 83 миллиона, однако после полутора годов судебных разбирательств он все же добился переоценки земли на 12 миллионов.
Бизнес-омбудсмен Удмуртии Александр Прасолов считает: резкий рост таких платежей негативно сказывается на предпринимателях республики и в итоге может привести к тому, что они будут отказываться от земельных участков из-за невозможности "потянуть" такие суммы.
- Сейчас поступает информация, в частности депутаты Завьяловского района написали, что у них наблюдается такая тенденция: они не могут собрать те деньги, которые должны платить за эту землю. В этом обращении отмечается: такой рост арендной платы не способствует реальному увеличению поступлений в бюджеты и влечет снижение трудоспособности арендаторов. Администрация Воткинска на мой запрос ответила, что если у них до вступления постановления планировался сбор 13 миллионов, то уже после - 29 миллионов. Понятное дело, эти миллионы предприниматели должны откуда-то брать. Вопрос: а приносит ли эта земля деньги бизнесу, которые мы с него хотим взять? Хотим собрать налоги - это хорошо. Все понимают, что бюджету деньги нужны и сейчас не самые хорошие времена, но и предприниматели не в сказочных условиях живут, поэтому нужно соизмерять возможности бизнеса, - сказал Прасолов.
КомментарийАнна Боталова, министр имущественных отношений Удмуртии:
- Сейчас минимущество и правительство Удмуртии разрабатывают дополнения в данное постановление. Мы понимаем, что оно вызвало много негативной реакции. В целом в консолидированный бюджет от аренды земельных участков без учета декабря в 2017 году поступило 472 миллиона рублей. Это на 100 миллионов больше, чем в 2016-м, но меньше, чем в 2015-м. Поэтому если смотреть трехгодичный период, арендная плата не сильно выросла. Кроме того, в прошлом году жители республики оспорили кадастровую стоимость 606 земельных участков. В итоге суммарный объем их стоимости упал в два раза: с 16 до 8 миллиардов рублей. На сегодня таких споров много не только у нас, но и по всей России. Вопросы определения методик расчета кадастровой и рыночной стоимости регулирует Минэкономразвития РФ. Чтобы помочь предпринимателям, прежде всего нужно обращаться для корректировки методик расчета в Минэкономразвития.
КстатиВ Удмуртии выявили более тысячи бесхозных объектов недвижимости. Все они находятся в собственности региона или муниципалитетов, сообщила министр имущественных отношений республики Анна Боталова. В 2018 году эту недвижимость решили вовлекать в оборот.
- По каждому объекту будем решать: либо мы освобождаемся от него, продаем, либо используем для государственных и муниципальных нужд, - сказала Боталова.
По словам главы Удмуртии Александра Бречалова, сейчас бесхозные объекты являются сильной нагрузкой для бюджета. Здания пустуют, а их нужно содержать и отапливать. Чтобы ускорить процесс вовлечения их в оборот, он поручил министерству информатизации и связи создать интерактивную карту, на которой будут показаны все бесхозные объекты в районах и городах Удмуртии.