О реформе земельного законодательстваНовости9 Февраля 2015 23 июня 2014 года был подписан Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступающий в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений. Закон устанавливает порядок образования земельных участков и регулирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Что этот закон означает для нас с вами? Об этом наш сегодняшний разговор с А. Склюевым, начальником управления имущественных отношений администрации Абатского муниципального района.
Во-первых, изменён порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: определены особенности приобретения участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно. Законом вводится новая Глава V. 1 ЗК РФ, устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов. Установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги, проводимые в форме аукционов, свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте и т.п. (ст. 39.11. ЗК РФ) Во-вторых, предусмотрена возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. В соответствии с положениями новой Главы V.2 ЗК РФ такой обмен допускается, если земельный участок, находящийся в частной собственности:
Определены и условия договора мены:
1) собственнику объекта незавершённого строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершённого строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключённого договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путём продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена ст. 239.1. Отчуждение объекта незавершённого строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка, согласно которой в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершённого строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путём продажи с публичных торгов. Правила данной статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключён без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершённого строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено. - Теперь давайте остановимся на особенностях предоставления земельных участков гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, дачного хозяйства, КФХ (ст. 39.18 ЗК РФ).
По результатам рассмотрения уполномоченному органу необходимо опубликовать сообщение о предоставлении земельного участка или принять решение об отказе по основаниям пп. 2 ст. 39.18. Если заявления о намерении участвовать в аукционе от граждан не поступили, уполномоченный орган готовит проект договора купли-продажи или аренды, затем принимает решение о предварительном согласовании земельного участка. В том случае, если заявления от граждан всё же поступили, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без аукциона и проведении аукциона либо об отказе в предварительном согласовании лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления. Тогда уполномоченный орган обеспечивает образование земельного участка или уточнение границ и принимает решение о проведении аукциона.
Введение данной нормы призвано сократить время, затрачиваемое на оформление земельных правоотношений при выполнении перечисленных работ. При этом строительство и реконструкция объектов капитального строительства из данного перечня случаев прямо исключены.
Региональное отделение: Тюменское региональное сообщество Вернуться к списку новостей |