Они знают, что почем. Газета «Тверская жизнь» о 20-летии Тверского РО РОО

Новости

13 Октября 2015

Невозможно управлять своей собственностью, не представляя ее реальной стоимости

Пенсионер Кирилл Петрович из села Покровское давно подумывал перебраться в город, поближе к детям. Трудновато одному стало, особенно зимой, когда вьюги заметали деревянную избу по самые окна. Но и в городе хотелось жить, никого не стесняя. Значит, нужна своя квартира. А на что ее купить? За бревенчатый дом разве много выручишь?

С такими думами встретил Кирилл Петрович приехавшего погостить сына Владимира, да и рассказал ему, что лежало на сердце. Сын окинул взглядом скромный деревенский домик с садом-огородом:

– Если считаешь, что так будет лучше, не будем откладывать в долгий ящик, папа. Через пару недель загляну к тебе со знающим человеком.

Спустя время Владимир и вправду приехал в Покровское с гостем. Пока Кирилл Петрович поил их чаем, гость внимательно посматривал по сторонам, словно что-то прикидывая.

– Спасибо за чай, люблю со смородиновым листом, – наконец отставил он чашку. – Вы понапрасну не волнуйтесь, думаю, не такая уж несбыточная ваша мечта, Кирилл Петрович. Сами посудите: за все, что вы у себя в деревне привыкли бесплатно получать, городской житель деньги готов платить. Вода ведь у вас в колодце чистая, вкусная. Воздух – не надышишься. До леса и речки рукой подать. Огород опять же. Электричество имеется, да и в областной программе газификации, насколько помню, на будущий год ваше Покровское значится. Плюс до города дорога хорошая. Получается, вы почти на курорте живете, Кирилл Петрович.

– Так ведь изба старая, – взволновался Кирилл Петрович. – Много ли дадут за нее?

– Если покупатель состоятельный попадется, он на месте вашего дома новый коттедж построит. Времена сейчас такие – в первую очередь хорошее место ценится, а здесь у вас все козыри на руках.

Спустя год Кирилл Петрович стал горожанином и владельцем однокомнатной квартиры. Чаще стал видеть и детей, и внуков. И все благодаря человеку, который помог разглядеть столько плюсов в обычном деревенском домике, а главное, успешно реализовать их.

Профессия этого человека – оценщик. Специалист, который помогает узнать истинную стоимость того, чем вы владеете, и документально удостоверить ее в строгом соответствии с законодательством. Оценка домика в деревне – лишь небольшая часть широкого спектра профессиональных компетенций, которыми обладают специалисты этой молодой отрасли.

Впрочем, молодой ли? Эта профессия возникла в России еще во времена Екатерины Великой, а в 1893 году император Александр III впервые подписал «Закон об оценке». Но после 1917 года в связи с отменой частной собственности необходимость в оценочной деятельности отпала, не стали нужны и представители этой профессии. Возродилась она с переходом к рыночной экономике. 27 ноября 1996 года Минтруда утвердил должностные обязанности современного специалиста по оценке, и сегодня эта дата отмечается как День оценщика.

В Верхневолжье квалифицированные услуги по оценке имущества, права, бизнеса для частных и юридических лиц уже 20 лет оказывают организации и специалисты, являющиеся членами Тверского регионального отделения Российского общества оценщиков. В начале октября состоялись торжественные мероприятия, посвященные юбилею. В рамках мероприятия прошел круглый стол по актуальным вопросам оценочной деятельности в современных условиях.

Здесь выступали авторитетные специалисты в этой сфере, а также представители руководящих органов РОО, съехавшиеся в Тверь из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов. Высокий представительный уровень форума оценщиков вполне объясним тем опытом, который наработан в Твери в части проведения научно-практических конференций. С самого начала своей работы ТРО РОО уделяло много внимания организации различных семинаров и круглых столов, касающихся, например, оптимизации налогообложения при переоценке основных фондов, оценки для целей антикризисного управления, ценообразования в оценочной деятельности, других вопросов профессии.

В кулуарах юбилейных торжеств тонкостями профессии с нашей газетой поделился председатель ТРО РОО Виталий Кохв.

IMG_0558.JPG

– Виталий Валерьевич, что чаще всего доводится оценивать тверским представителям профессии?

– Тверской оценщик – специалист широкого профиля, и он определяет стоимость любых объектов, разрешенных нашим законодательством. На практике – это объекты недвижимости: здания, сооружения, земельные участки. Это оборудование, транспортные средства, действующие предприятия, бизнес в целом, который включает в себя не только имущество, но и все остальные факторы, сопутствующие бизнесу. Объектом оценки могут быть старинные вещи, драгоценности, объекты культурного наследия.

– А такая нематериальная субстанция, как, скажем, авторские права?

– Они тоже могут оцениваться, но в общем объеме их доля невелика. Мне, во всяком случае, этим заниматься пока не приходилось, но при необходимости выполню и такую работу.

– Легко ли быть оценщиком?

– Глубокое понимание профессии появляется с опытом работы. И, наблюдая за молодыми коллегами, только начинающими карьеру в этой деятельности, я прихожу к выводу, что они зачастую имеют о ней какое-то романтическое представление, не знают всех сложностей, еще не имеют того профессионального уровня, которому должен соответствовать квалифицированный оценщик. А ведь он должен быть глубоко образованным человеком, специалистом широкого профиля, иметь глубокие знания в широком спектре дисциплин: в технике, юриспруденции, экономике.

– Насколько эта профессия отличается от того, что думают о ней обыватели?

– Оценщик нередко сталкивался с ситуацией, когда к нему подходит самоуверенный заказчик и говорит, к примеру: «Я точно знаю, что мой автомобиль «Жигули» 1985 года выпуска стоит миллион рублей, напиши мне справку об этом, а я заплачу». Это один из случаев, когда человек неверно понимает суть работы оценщика, будто тот может своей печатью заверить любую прихоть. На самом деле все совершенно не так, эта работа регламентирована и требованиями законодательства, и специальными методиками, да и репутацию профессионал вряд ли захочет терять, зная, что его оценку легко оспорят в суде.

– Но все же часто ли возникают по ходу работы подобные соблазны и искушения?

– Я не могу говорить за всех, но руководство регионального отделения постоянно убеждает коллег поддерживать профессиональный уровень, в том числе морально-этические нормы и требования законодательства. Коллеги понимают свою ответственность и работают в рамках закона.

– Чего добились тверские оценщики за 20 лет деятельности?

– Во-первых, в условиях постоянного изменения законодательства и других трудностей эта профессия сохранилась, и многие наши коллеги работают в ней не меньше, чем существует само региональное отделение Российского общества оценщиков. Во-вторых, профессия развивается, и на нашем круглом столе рассматривались уже очень специфические, глубокие, в том числе и методологические вопросы. Это говорит о том, что профессия состоялась, и она будет востребована в дальнейшем.

– Виталий Валерьевич, как пришли в профессию вы сами?

– У меня техническое образование, я инженер-машиностроитель, и вопросы из этой сферы мне хорошо знакомы. Но это были, пожалуй, единственные полезные знания, когда в 1996 году я решил заниматься новым и непонятным делом. Профессия оценщика потребовала получения знаний и в других областях, и в достаточно серьезном объеме. Это я понял, обучаясь на первых курсах для оценщиков в Москве, на которые попал буквально по объявлению в газете. Уже после прохождения курсов появилось понимание сложности этой профессии, и дальнейший опыт это чувство лишь подтвердил.

– А самое первое ваше задание помните?

– В те годы проводились работы по переоценке основных фондов. Это был период, когда цены в стране могли значительно измениться даже в течение месяца, и необходимо было их приводить в соответствие с реалиями рынка. На этой работе и приходил опыт. Первым моим заказчиком было производственное предприятие. Исходя из того методологического базиса, который существовал на тот момент, все работы были успешно выполнены. На подобных заказах приобретали свой первый опыт большинство коллег, начинавших свою карьеру оценщика в тот период.

– Бывали случаи, когда заключения, выданные тверскими оценщиками, оспаривались?

– Стараясь выявить наиболее объективную величину стоимости того или иного имущества, оценщик обречен проходить между сциллой и харибдой чьих-то противоположных интересов. Поэтому вполне естественно, что одна из сторон, а порой и обе могут быть недовольны его заключением, основанным на объективных данных. Так что в повторной оценке другим специалистом ничего необычного нет.

– Вопрос из области ненаучной фантастики. Сколько стоит город Тверь?

– Оценивать целый город как комплекс недвижимости, конечно, можно, но нужно учитывать культурные и исторические факторы, которые очень сложно выразить в денежном выражении. В любом случае для меня, как жителя этого города, Тверь бесценна.

Источник

IMG_9684.JPG


Региональное отделение:  Тверское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей