Закон о кадастровой стоимости уничтожит двухлетнюю работу минземимущества по уменьшению исковНовости6 Февраля 2015 На итоговой коллегии минземимущества РТ — она прошла вчера — каждый докладчик посчитал долгом упомянуть недавно вступившие в силу поправки в закон об оценочной деятельности, которые увеличивают кадастровую стоимость земли и объектов недвижимости до рыночного уровня. Обращения в суды по оспариванию стоимости правительство не приветствует. Но изменения в закон должны повлечь за собой резкий всплеск количества исков. С 2010 года с изменениями в законодательстве об оценочной деятельности объекты оцениваются рыночными методами. Произошел резкий рост показателей кадастровой стоимости, которая максимально приблизилась к рыночной, отметил Назиб Бакиров, гендиректор «Республиканского кадастрового центра ''Земля''». Закон увеличивает сумму налога, чему предприниматели и собственники объектов недвижимого имущества по понятным причинам не рады. По словам вице-премьера Алексея Песошина (в эти дни он исполняет обязанности премьер-министра РТ), введение нового налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости может резко увеличить количество обжалований: «Результаты кадастровой оценки имеют прямой социальный эффект, поэтому важно обеспечить эту работу», — заявил он.
По данным Азата Хамаева, министра земельных и имущественных отношений РТ, пока количество обращений по оспариванию кадастровой стоимости земель уменьшается: за 2012 год было подано 528 исков, за 2013 — 480, 2014 — 216. «Если раньше в результате судов кадастровая стоимость уменьшалась в среднем в 3,5 раза, то теперь на 40%», — сказал он. За последние три года в судах РТ рассмотрено 1294 дела по оспариванию результатов кадастровой оценки земель; 852 иска суд разобрал. «Правительству и местным властям выгодно собирать как можно больше налогов на землю, а гражданам и предпринимателям надо думать о том, как выжить в условиях кризиса и снизить расходы, включая налоговые», — объясняет Рустем Ганеев, президент группы Сonsalting.ru. На его практике бывали случаи, когда оценка стоимости отличалась от реальной в 4-5 раз. «Государство оценило стоимость в 200 млн [рублей], я привлек независимых оценщиков, получилось, что реальная стоимость составляет 40 млн, не больше», — рассказывает Ганеев.
Кадастровая оценка не подразумевает учета особенностей конкретного объекта, а выполняется по тем данным, которые представлены в госкадастре недвижимости, заявил Хамаев. В 2012 году в соответствии с поручением премьера Ильдара Халикова была сформирована специальная комиссия — подразделение в Росреестре, ответственное за данное направление, которое позволяет решить спор до суда. Поправки в закон даже предусматривают обязательное обращение в эту комиссию, чтобы иметь возможность досудебного решения спора, добавил Бакиров. По мнению Песошина, введение в структуру министерства специального подразделения, курирующего вопросы кадастровых отношений, положительно сказалось на динамике обращений в суды: практически прекратились случаи занижения кадастровой стоимости особо крупными предприятиями и предприятиями с госдолей, которые «порой достигали десятков раз». Дела об определении кадастровой стоимости перешли из Арбитражных судов в суды общей юрисдикции и рассматриваются теперь Верховным судом РТ, отметил Хамаев.
При этом в работе суда есть одна особенность: помимо документов, связанных с оценкой земли, требуют экспертизу СРО, что эта оценка правильная и копию заявления в комиссию, говорит Ганеев. Законодательно это не прописано, не соглашается Ганеев: «Четких гарантированных норм, которые обязывали бы меня обратиться в эту комиссию, нет». В частности, согласно ст. 24.18 закона «Об оценочной деятельности» для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным, поясняет он. «Понятно, что с точки зрения политики хочется брать как можно больше налогов, но с точки зрения предпринимателя и гражданина есть нормальное желание платить налогов как можно меньше. Здесь должен быть найден баланс интересов, в этом судья должен разбираться», — отмечает Ганеев. Таким образом, складывается такая картина, что судов будет очень много, продолжает он.
Региональное отделение: Региональное сообщество по Республике Татарстан Вернуться к списку новостей |