Основные претензии бизнеса связаны с нестабильностью

Новости

11 Декабря 2017

«Продвижение вятских предприятий за пределы региона — протекционизм в хорошем смысле слова». О «Налоге на имущество», работе в Общественной палате РФ рассказал вице-президент Вятской ТПП, член Общественной палаты России Андрей Усенко. 

Андрей Леонидович, принятые депутатами ОЗС поправки в закон о «Налоге на имущество» серьезно отличаются от изначально внесенного законопроекта. Вместо повышения налоговой ставки расширен перечень налогооблагаемой базы. Бизнес услышали? 

— Итоговый вариант, принятый после ряда консультаций, по нашему мнению, оптимален. То, что власть пошла навстречу, прислушалась к мнению бизнес-сообщества и приняла наши предложения, разработанные совместно с депутатами еще в 2015 году, при переходе на уплату налога по кадастровой стоимости, важно и с точки зрения текущей деятельности, и как демонстрация позиции по отношению к бизнесу. На 2018 год сохранены все условия по уплате налога и понятно, как ставка изменится в дальнейшем. В случае принятия законопроекта в первоначальном виде финансовое бремя на плечи бизнеса оценивалось в десятки миллионов рублей! Нагрузка в итоге легла бы и на бизнес, и на население. Сейчас все-таки решено не увеличивать налоговую ставку для тех, кто уже и так платит по кадастру (объекты площадью более 2000 кв. м), а за счет снижения площади (до 1000 кв. м) расширить налогооблагаемую базу, сформировав равную конкурентную среду. 

Одно из многих направлений, которое вы курируете, — продвижение наших предприятий за пределы региона. Почему этому уделяется все больше внимания? 

— Это своего рода протекционизм в хорошем смысле слова. Рынки сбыта компаний не должны ограничиваться только Кировской областью, это тупиковый путь. Предприятиям необходимо помогать выходить на новые рынки, в том числе и через административно-политический ресурс: наша продукция этого заслуживает. Развитию компаний, способных поставлять продукцию на экспорт, помогает созданный правительством региона и Вятской ТПП Центр поддержки экспорта. Таких предприятий, в силу специфики нашей экономики, сегодня немного. В основном, работаем с Ближним зарубежьем, многие компании-партнеры — из стран СНГ, хотя уже появляются партнеры по поставкам пиломатериалов в Китай. В настоящее время эта продукция не очень высокого передела, с невысокой добавленной стоимостью, но это реальные контракты. 

А «обратный поток»? Какова ситуация с намерением итальянских инвесторов открыть производство сыра «Пармезан» в регионе? 

— Это немного другое, попытка локализации местного производства. Каким бы невозможным или фантастическим на первый взгляд проект не казался, настойчивость итальянской стороны и готовность наших предпринимателей к разумному риску позволяет надеяться на то, что закладка пробной партии сыра в декабре состоится. Если эта пробная партия оправдает ожидания, то инвестор будет разрабатывать бизнес-план производства твердых сыров. Итальянская сторона заинтересована именно в таком. Они считают: если получится твердый сыр, линейку можно будет расширять. Сейчас проект венчурный, с высокой степенью риска. Получится — станет показательным примером того, как инициативы бизнеса при должной настойчивости воплощаются. 

Мнение предпринимателей по поводу введения санкций разные. С их введением бизнесу стало проще или сложнее? 

— Проще точно не стало, потому что санкции в любом случае формируют если не экономические ограничения, то психологические. Те же итальянцы рассказывали: перед поездкой сюда им коллеги говорили: «Да вы что! Какой бизнес в России?» При этом значительная часть европейских предпринимателей негативно относится к санкциям. Это вещи политические, а страдает бизнес. Предприниматели теряют прибыль, рынки сбыта, так что в зарубежной бизнес-среде санкции не приветствуются. Они заинтересованы в нашем рынке. Для наших же предпринимателей, в большей их части, санкции либо дали дополнительные возможности, снизив конкуренцию на рынке, либо прошли незаметно. Осложнился бизнес для тех, кто использует импортные комплектующие либо поставляет продукцию на экспорт. При этом, я считаю, что санкции — явление временное, искусственное, поэтому строить бизнес, опираясь на них, не стоит. 

С чем сегодня связана основная претензия бизнеса? 

— С отсутствием стабильности. Постоянно меняющиеся правила игры - как на федеральном, так и региональном уровнях - создают нервозность в ведении предпринимательской деятельности и не позволяют осознанно заниматься планированием. Сложно спрогнозировать, какие требования контрольно-надзорных органов появятся завтра, послезавтра или в следующем году, к чему надо готовиться, что еще наше государство решит изменить в условиях ведения бизнеса. 

На первый взгляд кажется, что экономические темы не совсем профильные для Общественной палаты России. При этом лично вы за последнее время приняли участие в обсуждении изменений в закон о квалификационном экзамене оценщиков и «нулевых чтениях» законопроекта о передаче регулирования аудита Центробанку. Почему? 

— В Общественной палате России рассматриваются вопросы, касающиеся совершенно всех, как мне кажется, вопросов жизни общества. Экономические темы не менее важны, так как затрагивают интересы большого количества предпринимателей и населения, которое пользуется их товарами и услугами. Тем более, что инициированы они самим профессиональным сообществом. В Общественной палате РФ очень высок уровень дискуссий, аргументации, заинтересованности. Органам власти оппонируют действительно компетентные люди. Когда профессор МГУ, эксперт с 25-летним стажем профессиональной деятельности, оппонирует представителю минфина, последнему иногда и ответить нечего. 

Какие проблемы всплыли при обсуждении темы оценки? 

— Речь об организации квалификационного экзамена, который необходимо сдать всем оценщикам. Срок — до 1 апреля 2018 года. Однако организация процесса со стороны государства ведет к тому, что большая часть оценщиков «выпадут» из рынка. На общественных слушаниях эти пробелы озвучивались. Вопросы — с ошибками, очередь на сдачу экзамена — полтора месяца, сдать его можно только в Москве, и оценщики с того же Дальнего Востока вынуждены ехать в столицу. К середине октября из 20 тысяч оценщиков процедуру сдачи экзамена прошли 600 человек. 

Если государство говорит о повышении качества оценки, то делать это нужно не такими методами. Понятно, что государству всегда проще регулировать меньшее количество субъектов, но здесь речь о том, что люди окажутся без профессии. На наш взгляд, это ни что иное, как монополизация рынка, сужение доступности услуг и рост цен на них. На слушаниях мы говорили о том, что процедуру нужно совершенствовать, сроки сдачи экзамена продлять. Плюсом изменить нормативно-правовую базу в отношении дальнейшей деятельности оценочных компаний. Для сохранения конкурентоспособного рынка это необходимо. 

Чем инициатива передачи полномочий в сфере аудиторской деятельности Банку России может обернуться для бизнес-сообщества? 

— В первую очередь, законопроект предлагает большое количество ограничивающих и сдерживающих позиций, что скажется на резком сокращении числа аудиторов. По озвученным мнениям экспертов, на всю страну останется примерно 20 аудиторских компаний. Регионального аудита практически не будет, по крайней мере, в Кировской области точно. Во-вторых, регулятором, администратором и контролирующей структурой в одной и той же сфере становится Центробанк. Это нонсенс, конфликт интересов очевиден. На практике получается так: компания делает аудит Банка России, который контролирует эту аудиторскую компанию. Алогичная схема, которая вызовет вопросы и к деятельности ЦБ, и к деятельности аудиторской компании, и к результатам аудита. 

Высказывалось мнение: если в стране останется мало отечественных аудиторских компаний, то до 80% рынка займут компании так называемой «большой четверки». Международные интернациональные структуры, имеющие представительства в России. В этом случае именно они будут проводить аудит стратегических предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса. Возникает вопрос: где в результате окажется информация о финансового-хозяйственной деятельности предприятий ОПК. При этом нам никто не ответил: чем вызвана такая спешка? Первичные обсуждения законопроекта состоялись 7 сентября, со стороны профессионального сообщества была высказана масса замечаний и претензий. Но уже 27 сентября документ был внесен в Госдуму. При этом ни одно из замечаний в нем не учтено. Мы считаем, что документ надо дорабатывать. 

Складывается ощущение, что подобные инициативы меняют позицию государства по отношению к саморегулированию? 

— Видимо, маятник государственной политики от института саморегулирования вновь качнулся в обратную сторону. 10 лет назад государственное регулирование назвали неэффективным и решили максимально возможное количество сфер экономики вывести на саморегулирование. Планировалось, что проблемы внутри отраслей решат СРО, государство от этого устранится. Тогда отменили лицензирование ряда видов деятельности, приняли законы по строительному комплексу, аудиту, еще по ряду отраслей. Сейчас мы видим, что процесс пошел в обратную сторону. Государство, судя по всему, пришло к выводу, что институт саморегулирования себя не оправдал. Мы считаем, что 10 лет для этого мало (в европейских странах эти принципы и традиции формировались столетиями). И, если смотреть правде в глаза, государство до конца так и не отдало СРО возможность управлять процессами. Да, членство введено, определенные полномочия даны, а реально работающих санкций, которые бы СРО могли применить, в полной мере не было. 

Личные контакты с чиновниками и предпринимателями из других регионов, представителями Общественной палаты РФ помогают отстаивать интересы Кировской области? Насколько знаю, планируется визит делегации нашего региона в Удмуртию. Ваше хорошее знакомство с главой республики Александром Бречаловым повлияло? 

— Первично не наличие связей между персоналиями, а заинтересованность бизнеса, власти и общества с той и другой стороны. Да, личное знакомство с Александром Владимировичем и его командой упрощает решение ряда вопросов, связанных с визитами. Но на самом деле Удмуртия интересна для нас как регион. Есть конкретная заинтересованность конкретных предприятий в контактах. Будь я знаком с губернатором Чукотки, это не обеспечило бы нам эффективной поездки туда (смеется). 

Что касается прямых преференций в Общественной палате … Надо понимать, что это не Госдума, принимающая проект бюджета, не структура, которая распределяет средства на региональные проекты, но также надо понимать и то, что не все упирается в деньги. С точки зрения возможности реализации наших проектов и инициатив ОП РФ — это хороший ресурс. Отношение к Кировской области сформировано в том числе за счет опыта работы в предыдущие годы. Мы на хорошем счету, позиционируемся как активно действующая региональная палата. Обновленный состав ОП РФ в полную силу работает с сентября-октября, до этого шел процесс настройки работы как организационной, так и содержательной. Уверен, что за предстоящий период (состав избирается на 3 года) удастся воспользоваться ресурсами ОП РФ и направить их на пользу Кировской области. 

Как оцениваете прошедший в Кирове Гражданский форум? Вы можете сравнить, потому что принимали непосредственное участие в организации предыдущих. 

— В этом году тематик и секций было меньше, но они интереснее с точки зрения содержательности и результата. Мы вернулись к теме работы общественных советов при органах исполнительной власти. Предлагаем в оценку деятельности власти включать оценку со стороны таких советов, приглашать их проводить заседания на площадке Общественной палаты. От секретаря ОП РФ прозвучало предложение общественной палате региона проводить заседания в формате клуба с участием губернатора и руководителей органов власти для содержательного и оперативного рассмотрения актуальных вопросов. Собираться не раз в год, а регулярно, с участием властей, предпринимателей, журналистов, всех заинтересованных граждан и проводить масштабное общественное обсуждение тех или иных острых и важных вопросов. Губернатор предложение поддержал, сейчас мы посмотрим практики по другим регионам и предложим алгоритм дальнейшей работы. 

Поднималась тема эндаумент-фондов, это правильное движение в культуре благотворительности. У нас много добрых отзывчивых людей, но, к сожалению, многие не знают, как заниматься благотворительностью. Используют самые простые формы, к примеру, денежные пожертвования. Культуры в целом, координации этой работы пока нет, поэтому темой нужно заниматься. 

Это был первый региональный форум, на котором присутствовал и работал секретарь ОП России Валерий Александрович Фадеев. Для нас это принципиально важно, потому что мы хотели показать взаимодействие гражданского общества с органами власти, направления, над которыми работаем и в которых сильны. Самое главное — закрепить позиции, для которых нам нужна поддержка со стороны Общественной палаты России. Сейчас дорабатываем резолюцию форума, которая станет планом работы и для общественников, и, частично, для органов власти. Уверен, что четкие формулировки, с которыми выходили участники форума и которые будут закреплены в резолюции, позволят нам через год, когда мы будем подводить очередные итоги работы, по многим предложения сказать: они реализованы.



Источник


Региональное отделение:  Кировское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей