Налоги в Крыму и Севастополе

Новости

27 Апреля 2015

Режим особой экономической зоны

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 29.11.14 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 377-ФЗ). Документ предусматривает особый порядок налогообложения и государственного контроля в Республике Крым и Севастополе.

Свободная экономическая зона создана в Крыму на 25 лет, при необходимости этот срок может быть продлен. Особый режим для участников СЭЗ означает возможность получать субсидии, пользоваться особым режимом налогообложения.

Главная цель закона - повышение качества и уровня жизни граждан Крымского федерального округа, развитие сельского хозяйства, туризма и других областей экономики.

Особый режим осуществления предпринимательской деятельности будет включать в себя особые условия налогообложения и предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров, ввозимых для реализации инвестиционных проектов.

На территории СЭЗ также устанавливается особый правовой режим. В его рамках предлагается привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан. Для въезда иностранных граждан - представителей организаций и инвесторов и граждан, прибывающих в туристических целях, будет установлен упрощенный порядок оформления виз.

Юридическое лицо может быть включено в единый реестр участников СЭЗ, если оно зарегистрировано на территории Крыма или Севастополя, состоит на учете в налоговом органе и имеет инвестиционную декларацию. Участники свободной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, а также заниматься разработкой месторождений континентального шельфа.

Участники свободной экономической зоны осуществляют инвестиции в форме капитальных вложений. Для субъектов малого и среднего предпринимательства они должны составить не менее 3 млн рублей, для остальных участников - 30 млн рублей. Эти вложения должны быть осуществлены в течение трех лет со дня заключения договора о деятельности в СЭЗ. Рассмотрим налоги в Крыму и Севастополе.

Налог на доходы физических лиц

В отношении налога на доходы физических лиц законодатели внесли дополнение в статью 207 НК РФ, которая дополнена пунктом 2.1, устанавливающим, какие физические лица, находящиеся на территории Крыма и Севастополя признаются налоговыми резидентами.

Так, согласно пункту 2.1 статьи 207 НК РФ, налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Крыма или Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года.

При этом период нахождения физического лица в РФ на территориях Крыма и Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы России.

Таким образом, законодатели четко установили период времени, в котором физические лица должны находиться на территориях, входящих в особую экономическую зону. А именно, период с 18 марта по 31 декабря 2014 года.

Налог на прибыль

В отношении налога на прибыль для участников ОЭЗ установлено несколько особенностей.

Во-первых, возможность применения повышающего коэффициента не выше 2 к основной норме амортизации.

Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ, организации, которые имеют статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо участника свободной экономической зоны, вправе применять повышающий коэффициент (не выше 2).

Во-вторых, в статью 284 НК РФ внесено дополнение в отношении налоговой ставки по налогу на прибыль.

Так, для организаций – участников свободной экономической зоны ставка налога на прибыль устанавливается в следующих размерах:

  • 0 процентов по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет. Такая ставка применяется в течение 10 лет, начиная с налогового периода, в котором впервые была получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг) в рамках договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне;
  • не выше 13,5 процентов – по налогу, зачисляемому в бюджет субъектов РФ.

Законодатели также предусмотрели, что указанные налоговые ставки могут применяться налогоплательщиками при условии ведения раздельного учета доходов и расходов от деятельности, осуществляемой в свободной экономической зоне, и иной деятельности.

Упрощенная система налогообложения

По общему правилу, при переходе на «упрощенку» налогоплательщик подают уведомление об этом, в котором отражаются данные об остаточной стоимости основных средств и сумме дохода, полученного по итогам 9 месяцев года, в котором осуществляется переход (п. 1, 2 ст. 346.12 НК РФ).

Для налогоплательщиков СЭЗ, которые планируют переходить на «упрощенку» с 2015 года, в заявлении указанные данные (об остаточной стоимости имущества и доходах по состоянию на 1 октября 2014 года) не приводятся.

Кроме того, законами Республики Крым и Севастополя может быть уменьшена налоговая ставка по «упрощенке» до следующих размеров:

1) в 2015-2016 году – до 0 процентов;

2) в 2017-2021 годах:

  • если объект «доходы» – до 4 процентов;
  • если объект «доходы, уменьшенные на величину расходов» – до 10 процентов.

При этом установлено, что в 2017 – 2021 годах налоговые ставки не могут быть ниже 3 процентов и могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Единый сельскохозяйственный налог

Для организаций и предпринимателей, желающих перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, предпринимателей СЭЗ, установлены особенности перехода.

Так, по общему правилу, налогоплательщики, желающие перейти на ЕСХН, должны подать в налоговые органы уведомление, в котором отражается доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

Сведения о доходах приводятся по итогам года, предшествующего тому, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН.

Для налогоплательщиков – организаций, относящихся к СЭЗ, и желающих перейти на ЕСХН с 1 января 2015 года или с 1 января 206 года, сведения о доле полученного дохода за 2013 и 2014 годы, соответственно, не указывают.

Кроме того, законодателям Республики Крым и города федерального значения Севастополь дана возможность устанавливать пониженную ставку ЕСХН для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом ставка налога может быть уменьшена:

  • в отношении периодов 2015 – 2016 годов – до 0 процентов;
  • в отношении периодов 2017 – 2021 годов – до 4 процентов.

Напомним, что общая ставка ЕСХН установлена в размере 6 процентов.

Патентная система налогообложения

Для предпринимателей СЭЗ, применяющих патентную систему налогообложения, установлены пониженные ставки налога.

Так, ставка по патентной системе налогообложения (общий размер которой составляет 6%) законами Республики Крым и города Севастополя может быть уменьшена:

  • в 2015-2016 годах – до 0 процентов;
  • в 2017-2021 годах – до 4 процентов.

Налог на имущество

Закон № 379-ФЗ освобождает от обложения налогом на имущество то имущество организаций, которое было создано или приобретается в целях ведения деятельности на территории СЭЗ.

Данная льгота будет распространяться на имущество, которое расположено на территориях свободной экономической зоны, на период 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки указанного имущества на учет.

Такое нововведение установлено в пункте 6 статьи 381 НК РФ.

Земельный налог

В отношении земельного налога для налогоплательщиков СЭЗ установлены особые правила определения налоговой базы.

Согласно пункту 8 статьи 391 НК РФ, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях Республики Крым и города Севастополя определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Такой порядок будет действовать до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях СЭЗ результатов массовой кадастровой оценки.

Напомним, что для всех иных налогоплательщиков налоговая база определяется как кадастровая стоимость, установленная на 1 января налогового периода.

Кроме того, Федеральный закон от 29.11.14 № 379-ФЗ установил и новое основание для применения льготы по земельному налогу.

Так, согласно пункту 12 статьи 395 НК РФ, налоговая льгота устанавливается для организации – участники свободной экономической зоны в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Источник: http://www.glavbukh.ru/art/23930-nalogi-v-krymu-i-sevastopole


Региональное отделение:  Севастопольское региональное сообщество / Крымское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей