Введение налога на недвижимость обойдется казне в 62 млрд рублей

14 Июня 2013

Глава Росреестра Наталья Антипина нашла способ пополнить бюджет более чем на 5 трлн руб. до 2019 года. Но для этого придется сформировать полноценный кадастр и установить точные границы участков земель, что потребует не менее 62 млрд руб. уже сейчас.

Согласно концепции федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)" (есть в распоряжении РБК daily), к 2019 году уровень удовлетворенности граждан работой регистрационных органов достигнет 90% (сейчас - 60%). Это случится благодаря тому, что сроки регистрации прав и кадастрового учета недвижимости сократятся с двадцати до семи и пяти дней соответственно, все услуги на 70% перейдут в электронный вид и будут предоставляться по принципу "одного окна", а сама Россия войдет в пятерку лидеров по этим показателям (сейчас в рейтинге Doing Business страна занимает 45-е место).

Чтобы максимально упростить все бюрократические процедуры, нужно создать Единый государственный информационный ресурс по недвижимости (ЕФИСН), объединить на одной электронной площадке Единый государственный реестр прав на недвижимость (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН), а также принять единый закон о госрегистрации прав и кадастровом учете. Все это, по мнению главы Росреестра Натальи Антипиной, сократит время прохождения всех регистрационных процедур и создаст условия для единого налога на недвижимость, который в ряде продвинутых регионов будет введен уже со следующего года.

Сегодня около трети споров по оценке земель возникают из-за недостоверных данных кадастра. "При введении нового налога на недвижимость их станет еще больше из-за разной логистики формирования ЕГРП и ГКН. Поэтому сначала нужно верифицировать их данные и только потом передавать информацию в ФНС для начисления налогов", - поясняет председатель комитета по экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты Олег Скуфинский.

Создание информресурса - лишь первый шаг к решению проблемы, которая в целом значительно шире, говорит эксперт аналитического центра при правительстве Галина Выпханова. "Но это шаг необходимый, - уверена она. - Сегодня конфликт интересов возникает не только в частном секторе, где соседи зачастую не могут договориться о границах своих участков. Новая Москва, например, стала источником большого числа споров, в которых сталкиваются интересы частного и публичного секторов". По ее словам, аналогичную ситуацию можно наблюдать в любом городе, где власти переходят от точечной застройки к системному упорядочиванию городских территорий.

Еще один фронт работ, заложенный в концепции, - создание внятного полноценного кадастра и установление границ участков. Сейчас, несмотря на проведенную Росреестром кадастровую оценку недвижимости и участков, качество исходных данных зачастую хромает: объекты дублируются, отсутствуют характеристика для их стоимости и вид разрешенного использования и т.д. В среднем по стране из 500 тыс. объектов оценки не могут похвастать хорошим качеством 3-4%, а в отдельных регионах - 10%. Около 60% всех участков вообще не имеют границ юрисдикции, а это не только тормозит любую работу с недвижимостью, но и ставит налогоплательщиков в неравные условия: им приходится платить за участки больше, чем они должны.

Если удастся устранить все пробелы, за шесть лет бюджет получит от земельного и имущественного налога 5,1 трлн руб., а к концу 2019 года - еще 930 млрд руб. На каждый рубль, вложенный в проведение работ, бюджет получит четыре от сдачи в аренду земель.

Претворить планы в жизнь пока мешает нехватка финансирования. Лишних денег нет ни у Росреестра (его бюджет остался на уровне 2009 года - около 40 млрд руб.), ни у партнерских ведомств (Росимущество, Минкомсвязи, ФНС). Пока уРосреестра есть два сценария осуществления программы. Реалистичный нацелен на реализацию только приоритетных направлений: перевод документов в электронный вид, формирование единой системы, уточнение границ участков и др. На это до 2019 года потребуется около 62,7 млрд руб. (в том числе за счет госказны - 60,4 млрд, за счет средств субъектов - более 2,3 млрд). Оптимистичный сценарий предполагает более масштабные работы: уточнение границ участков, определение местоположений зданий и сооружений и др. Общее финансирование в этом случае составит около 242,5 млрд руб. (из госказны - 156 млрд, из средств субъектов - 86,5 млрд), причем оплата работ по уточнению границ в основном ляжет на плечи регионов (49,3% работ - за счет средств госбюджета, 50,7% - за счет субъектов).

Насколько быстро удастся претворить в жизнь основные пункты концепции, пока вопрос открытый. Документ писался по лекалу "дорожной карты" "Повышение качества госуслуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества". Сейчас одна из основных проблем ее выполнения - это срыв сроков по принятию соответствующих законов. "В "карте" 64 пункта, связанных с принятием ФЗ, сегодня по этой позиции мы уже идем не в графике. Этот вопрос обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 11 июня. На нем было решено принять меры по выделению приоритетных пунктов "дорожных карт" и особому контролю их исполнения", - говорит г-н Скуфинский.

Комментируя проект концепции, председатель общественного совета Росреестра Сергей Яковлев отметил, что ее текст пока обсуждается, но "уже можно сказать, что в целом она адекватна поставленным задачам".


Раздел сайта:  Оценщикам / Аналитика
Тематика:  Новости законодательства

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Заббарова Э.С. : prav@nkf.ru

Заббарова Э.С.

Добрый день. Нужна ли оценщикам с 01.09.2024 машиночитаемая  доверенность от работодателя при подписании отчетов об оценке ЭЦП?

Отвечает :

Добрый день!
Требования к подписанию отчета оценщиком содержатся в ФСО VI.... Показать весь ответ»


#