Как «регуляторная гильотина» изменит деловой климат на Южном Урале

15 Апреля 2019

Помощник уральского полпреда, инвеступолномоченный по УрФО Анна Ленская встретилась с южноуральскими предпринимателями и чиновниками. Говорили о том, как должна измениться нормативная база в сфере надзорной деятельности, делились опытом, искали пути решения системных проблем.

Неактуальные требования

Реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД) должна получить новый импульс благодаря запуску «регуляторной гильотины». Этот механизм предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов. Концепцию в свое время разработала международная консалтинговая компания Jacobs, Cordova & Associates, в начале этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил о запуске «гильотины» в нашей стране.

Премьер-министр отметил, что количество требований к бизнесу сейчас необоснованно завышено. Сегодня существует более 9 тысяч только нормативных актов, устанавливающих такие требования, указал он. При этом многие из них принимались еще в советские времена и устарели. «Все те ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это поможет избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года с точки зрения современных реалий можно было бы пересмотреть все требования», — пояснил Медведев.

По словам премьер-министра, в первую очередь «регуляторная гильотина» затронет наиболее зарегулированные отрасли, а именно транспорт, экологию, промышленную безопасность, ветеринарию и санитарно-эпидемиологический надзор.

Как отмечал ранее глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, с практической точки зрения «регуляторная гильотина» может позволить предпринимателю сфокусироваться непосредственно на своей деятельности, что в итоге приведет к росту малого и среднего предпринимательства в стране, а также к созданию благоприятного инвестклимата.

Между тем, как считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров, с недавнего времени реформирование КНД забуксовало. «Простой пример: ведомствам предписали проверять бизнес с использованием понятных всем сторонам процесса чек-листов, в которых был бы четко обозначен предмет проверки. В реальности мы получили явление, по форме как бы новое, а по сути — старое. Так, трудовая инспекция представила чек-лист на 93 страницы. То есть снова проверять намерены все и вся. Понятно, что это профанация реформы», — сообщил бизнес-омбудсмен.

Вместе с тем, как отметил Гончаров, на Южном Урале наблюдается тенденция к сокращению количества проверок бизнеса. По его словам, проверки стали проводиться более качественно, с соблюдением законов. «Конечно, нарушения еще встречаются, но гораздо меньше, чем в 2016 году. В два раза увеличилось число предупреждений. То есть за первое нарушение контрольно-надзорные органы не наказывают, а предупреждают», — пояснил он.

Аккумуляция предложений

На совещании под председательством Анны Ленской было рассмотрено три блока вопросов: текущие результаты реформирования КНД, взаимодействие с федеральными надзорными органами в области разработки обязательных требований, а также системные проблемы предпринимательского сообщества и варианты их решений.

Анна Ленская заверила присутствующих, что встречи в подобном формате будут продолжаться. По ее словам, диалог — удобный формат прямого общения органов власти и предпринимателей, поскольку слышать друг друга в интересах обеих сторон. «Чем больше проблем мы услышим, тем яснее будем представлять, над какими вопросами необходимо работать», — сказала она.

По словам и.о. замгубернатора Руслана Гаттарова, Челябинская область активно работает над улучшением инвестиционного климата, в том числе путем внедрения 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. В 2018 году их показатели достигнуты на 98 %. Однако в настоящий момент создано столько законов и разных нормативно-правовых актов, что они подчас мешают работать не только бизнесменам, но и чиновникам, отметил спикер. «Даже нам подчас сложно вести административное сопровождение инвестора, и мы постоянно сталкиваемся с тем, что, допустим, вопрос фактически можно решить за один рабочий день, но в регламенте для этого отведено десять или тридцать дней, и мы вынуждены это соблюдать», — привел пример Гаттаров.

Поскольку «регуляторная гильотина» связана с отменой устаревших и выработкой новых норм, Александр Гончаров предложил создать на окружном уровне рабочую группу, которая займется аккумуляцией и анализом предложений, поступающих из регионов УрФО. При этом на уровне регионов должны быть созданы рабочие группы с участием представителей минэкономразвития, контрольно-надзорных органов, экспертов от соответствующих отраслей экономики, бизнес-сообщества для анализа действующих нормативов и выработки новых. Результаты деятельности рабочих групп будут направляться на окружной уровень.

Анна Ленская и все уральские бизнес-омбудсмены поддержали это предложение.

Килограммы документов

Много времени на совещании было отведено диалогу с аудиторией. Предприниматели могли открыто рассказать о сложностях, с которыми они сталкиваются, и обсудить возможные пути решения вопросов. Также рассматривались системные проблемы — те, с которыми коммерсанты не могут справиться без помощи омбудсменов и чиновников. Желающих высказаться о наболевшем оказалось немало. Звучали темы, связанные с будущей ликвидацией хостелов в многоквартирных домах, отменой ЕНВД, кадастровой оценкой, обязанностью бизнесменов, занимающихся придорожным сервисом, строить съезды, полосы разгона и даже дороги за свой счет и т.д.

Директор компании «Бионика» Салим Шарыпов рассказал о сложностях с получением инвесткредита под поручительства корпорации МСП. По его словам, он уже больще двух с половиной лет не может согласовать с банками предоставление кредита в 500 млн рублей для строительства завода по выращиванию осетровых рыб. «Руководство корпорации МСП проект согласовывало, а когда в работу включается среднее звено менеджеров, дело останавливается. С нас требуют справки, обоснования, расчеты, которые заведомо нельзя подготовить. Хотя мы стараемся: подготовили 38 килограммов документов на бумажном носителе самого проекта, и 10 килограммов — для банков», — посетовал Шарыпов.

Пресечь контрабанду

Анна Ленская во время своего визита в Челябинск также побывала на обувной фабрике «Юничел». Экскурсию по производству провел гендиректор предприятия Владимир Денисенко. Он рассказал, как отрасль страдает от незаконного импорта обуви, и о тех мерах, которые были предприняты работниками кожевенной и легкой промышленности для решения этих проблем. Однако переломить негативные тренды пока не удается.

Владимир Денисенко выступил с предложением по урегулированию существующего несовершенства и пресечению потока контрабанды в Россию путем внедрения на таможне экономического, ветеринарного контроля, единой для страны системы безопасности продукции и возрождения системы защиты прав населения.

Омбудсмены, в свою очередь, выразили готовность транслировать проблемный вопрос на конференции бизнес-уполномоченных и направить озвученные предложения на рассмотрение в Федеральное собрание.

ИСТОЧНИК: https://up74.ru/

Региональное отделение:  Челябинское региональное сообщество

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Заббарова Э.С. : prav@nkf.ru

Заббарова Э.С.

Добрый день. Нужна ли оценщикам с 01.09.2024 машиночитаемая  доверенность от работодателя при подписании отчетов об оценке ЭЦП?

Отвечает :

Добрый день!
Требования к подписанию отчета оценщиком содержатся в ФСО VI.... Показать весь ответ»


#