Не идти против рынка

5 Октября 2020

Рынок купли-продажи действующего бизнеса обрёл характерные черты, как общие для всех сегментов рынка, так и свои особенные. На этом рынке присутствуют продавцы (владельцы компаний), покупатели (инвесторы) и посредники (бизнес-брокеры). Соответственно, действующее предприятие приобретает роль товара со всеми присущими товару свойствами, считает генеральный директор компании «Интелис-бизнес-брокеридж» Алексей Москвич.
a_moskvich_round.png
Алексей Москвич

генеральный директор компании «Интелис — бизнес — брокеридж»





Одно из главных свойств товара — его потребительская стоимость, или полезность для владельца. Полезность бизнеса для предпринимателя состоит в способности приносить доход. И чем выше генерируемый компанией доход, тем выше её потребительская стоимость. Отсюда следует простое правило: нижняя планка стоимости бизнеса на рынке — ликвидационная стоимость его активов. Верхняя планка упирается в текущую стоимость его будущих доходов. Поскольку понятие верхней планки стоимости неосязаемо (в отличие от материальных активов, которые можно пощупать руками), то и представления продавца и покупателя по этому вопросу разнятся, порой довольно сильно.

Если следовать макроэкономическим установкам, то бизнес становится товаром только после того, как будет выставлен на продажу. Здесь важен следующий момент: стоимостной подход к управлению бизнесом, предполагает конечной целью рост рыночной стоимости компании. А рыночная стоимость как раз и есть та сумма, по которой действующее предприятие может быть отчуждено на открытом рынке. Поэтому рекомендую относится к своему бизнесу не только как к родному детищу (что естественно), но и как возможному товару. Как показывает практика, стратегия «ни за что и никогда не расстанусь с плодом моего многолетнего труда» не всегда оказывается единственно верной.

За годы работы у меня сформировалось твёрдое убеждение, что понятие «невидимой руки рынка» действует и на рынке купли-продажи бизнеса, устанавливая правила и нормы. Недаром действующее законодательство требует от оценщиков определять исключительно рыночную стоимость бизнеса. Добавлю, что неплохо бы и выставлять объекты на продажу по цене, близкой к рыночной (максимум плюс 15% для возможности «дружеской» уступки, что всегда приятно потенциальному покупателю). В противном случае очень высок риск сделать компанию практически непродаваемой.

В мировом сообществе бизнес-брокеров и оценщиков бизнеса выработаны некие неформальные правила, получившие с лёгкой руки американского гуру Асвата Дамодарана название «философия оценки». Справедливо считается, что оценка бизнеса является наукой только наполовину, и в этой половине должна превалировать логика. Вторая часть оценки — своего рода искусство, требующее бережного отношения и виртуозного владения. Приступая к определению рыночной цены, необходимо чётко представлять, что круг потенциальных покупателей (инвесторов) неограничен, и все они маргиналы в хорошем смысле этого слова (второе значение слова «маргинал», в отличие от привычного «находящийся за чертой» происходит от лова «margin» (маржа)). Другими словами, все люди, вкладывающие средства в покупку бизнеса, руководствуются исключительно экономическими соображениями. В сухом остатке — любимая мною фраза о том, что дураков с деньгами не существует и не стоит их искать.

Не стоит забывать, что основной закон, олицетворяющий «невидимую руку рынка» — закон спроса и предложения. Существуют объекты, которые будут пользоваться спросом всегда. Например, предприятия сферы услуг (салоны красоты, фастфуд, ремонт квартир и бытовой техники) и производство продуктов питания. Замечу, что стабильно прибыльные и имеющие потенциал роста компании из любой отрасли всегда будут пользоваться спросом у потенциальных покупателей.

На рынке купи-продажи бизнеса существует мода на определённые виды деятельности, которая быстро сходит на нет. Вспомним хотя бы хостелы, онлайн-школы, интернет-магазины и барбершопы. Или отрасли, прошедшие через стадию технологического бума, угасшего вслед за появлением новых технологий — пейджинговая связь, терминалы оплаты сотовой связи, интернет-кафе, во многом издательский и типографский бизнес. Рынок рынком, но и государственное регулирование тоже играет немалую роль. Ужесточение регулирования может сделать ваш бизнес вовсе непривлекательным для инвестора. Сильно зарегулированной стала спиртовая, ликёро-водочная и табачная отрасли, грузовые и пассажирские перевозки, и даже оценочная деятельность.

До сих пор предприниматели склонны переоценивать рыночную ценность имеющихся у них нематериальных активов и деловой репутации компании. Рыночное правило на этот счёт гласит, что т. н. гудвилл, состоящий из ценности имеющихся у компании патентов, лицензий и ноу-хау, эксклюзивных контрактов, клиентских баз, уникального персонала и доброго имени сам по себе не имеет ценности, если не позволяет продавать товар или услугу дороже конкурентов. Некогда известный бренд, потерявший рыночные позиции, а также средства, вложенные в завоевание полок магазинов и агрессивный маркетинг, не дадут дополнительной стоимости при продаже, если компания приносит доход на уровне ниже среднерыночного, если вообще приносит. Так что будьте реалистами и не пытайтесь идти против рынка.


Источник


Раздел сайта:  Оценщикам
Тематика:  Оценочная деятельность

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Заббарова Э.С. : prav@nkf.ru

Заббарова Э.С.

Добрый день. Нужна ли оценщикам с 01.09.2024 машиночитаемая  доверенность от работодателя при подписании отчетов об оценке ЭЦП?

Отвечает :

Добрый день!
Требования к подписанию отчета оценщиком содержатся в ФСО VI.... Показать весь ответ»


#