Макропрогноз Счетной палаты оказался намного пессимистичнее официального

30 Октября 2020

Счетная палата в среду представила свой первый макропрогноз на 2020-2023 годы, объяснив необходимость подготовки такого документа желанием создать "собственный бенчмарк". Он оказался значительно пессимистичнее ожиданий правительства в отношении динамики ВВП РФ и не предполагает выход на 3%-ную траекторию роста в 2021-2023 годах.

Публично о работе над собственным макропрогнозом Счетной палаты ее глава Алексей Кудрин объявил на заседании бюджетного комитета Госдумы в середине октября. Тогда он озвучил несколько базовых цифр, а публикацию документа целиком пообещал позднее.

"Мы подготовили прогноз, чтобы иметь собственный бенчмарк, и тем самым повысить доказательность выводов и системных рекомендаций Счетной палаты как о качестве, так и о достоверности прогноза, разрабатываемого Минэкономразвития России. Такой подход поможет более эффективно взаимодействовать с макроэкономическим блоком правительства", - приводится в пресс-релизе Счетной палаты комментарий ее аудитора Дмитрия Зайцева.

В сообщении также отмечается, что макропрогноз Счетная палата готовила совместно с Институтом экономической политики имени Гайдара, и он будет обновляться 1-2 раза в год.

Макропрогноз Счетной палаты разработан в двух сценариях - базовом и консервативном, которые различаются внешнеэкономической конъюнктурой (в частности, ценами на нефть) и ожиданиями развития ситуации с коронавирусом в России и мире.

ВВП

Счетная палата объясняет свой более пессимистичный макропрогноз в отношении темпов роста ВВП, чем у правительства, меньшими ожиданиями эффектов от антикризисных мер и общенационального плана действий.

В базовом сценарии Счетной платы ВВП РФ в 2020 году сократится на 4,2% (правительство ожидает спада на 3,9%, ЦБ - на 4-5%), и в следующие три года его рост не превысит 3% - 2,2% в 2021 году (прогноз правительства - 3,3%, прогноз ЦБ - 3-4%), 2,7% в 2022 году (прогноз правительства - 3,4%, прогноз ЦБ - 2,5-3,5%), 2,5% в 2023 году (прогноз правительства - 3,0%, прогноз ЦБ - 2-3%).

В консервативном сценарии сокращение ВВП в 2020 году достигнет 4,8%, а в 2021-2023 годах рост экономики останется в диапазоне около 2%.

На уровень докризисного 2019 года российская экономика по базовому сценарию вернется только в 2022 году, а по консервативному - в 2023 году.

"В обоих случаях темпы роста ВВП страны окажутся заметно ниже мировой экономики", - отмечают в Счетной палате.

"По мнению Счетной палаты, такая динамика основных макроэкономических показателей связана с ожиданием того, что антикризисные меры и Общенациональный план действий дадут менее позитивный эффект, чем предполагает правительство", - говорится в пресс-релизе.

"В 2021 году темп роста ВВП России составит всего 2,2%, т. е. мы не предполагаем быстрого роста экономики в следующем году за счет "эффекта базы" (низкий уровень 2020 года, от которого регистрируется рост) и восстановительных тенденций в отличие от большинства зарубежных стран. Это объясняется относительно неглубоким падением ВВП России в 2020 году и тем, что восстановление потребительского спроса и деловой активности практически в полной мере произошло во втором полугодии 2020 года", - говорится в прогнозе Счетной палаты.

"В 2022-2023 годах темпы роста ВВП России несколько повышаются, до 2,5-2,7% в год, что соответствует предпосылкам о положительном влиянии на экономики России вернувшихся к докризисным показателям темпов роста мировой экономики и повышении цен на нефть до близкого к среднему многолетнему уровню. На уровень 2019 года экономика России возвращается в 2022 году", - говорится в докладе.

Счетная плата в своем прогнозе особо отмечает, "что темпы роста ВВП России согласно нашему прогнозу остаются заметно ниже трехпроцентного уровня и темпов роста мировой экономики, если рассматривать их как ориентиры для роста согласно указу президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" и Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения".

"На данный момент у нас нет информации о дополнительных структурных мерах, которые могли бы обеспечить ускорение темпов роста российской экономики в период 2023 года, а проект федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов предполагает возвращение к политике фискальной консолидации с 2021 года после расширения доли бюджета в ВВП в 2020 году за счет антикризисных мер. В результате темпы роста инвестиций в основной капитал в реальном выражении в 2021-2023 году оцениваются нами в 2,5-4% в год, что явно недостаточно для заметного повышения структурных темпов роста выше 1,5% в год", - говорится в макропрогнозе Счетной палаты.

"Для ускорения структурных темпов роста экономики РФ необходимы как увеличение бюджетных расходов в направления, обеспечивающие повышение роста и его устойчивость в долгосрочной перспективе (образование, здравоохранение, инфраструктура), так и снижение издержек для осуществления инвестиций, внедрения новых технологий и выхода на внешние рынки для частного бизнеса (пересмотр принципов контрольно-надзорной деятельности и взаимодействия государства с бизнесом, снижение издержек ведения внешнеэкономической деятельности, продвижение интересов России в рамках ЕАЭС, понижение налогов на труд)", - считают в ведомстве Алексея Кудрина.

Источник

Раздел сайта:  Пресс-центр

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Заббарова Э.С. : prav@nkf.ru

Заббарова Э.С.

Добрый день. Нужна ли оценщикам с 01.09.2024 машиночитаемая  доверенность от работодателя при подписании отчетов об оценке ЭЦП?

Отвечает :

Добрый день!
Требования к подписанию отчета оценщиком содержатся в ФСО VI.... Показать весь ответ»


#