22 октября 2024 г. в Госдуме РФ состоялся круглый стол на тему: «Новые подходы к повышению качества оценочных услуг: законодательный аспект»23 Октября 2024
22 октября 2024 г. в Госдуме РФ состоялся круглый стол на тему: «Новые подходы к повышению качества оценочных услуг: законодательный аспект», инициированный Комитетом по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям в рамках подготовки к рассмотрению во втором чтении проекта федерального закона №633238-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».
К обсуждению были предложены вопросы регулирования оценочной деятельности в части установления дополнительных требований к договорам оценки публичного имущества, квалификации соответствующих оценщиков и оценочных компаний, а также усиления контроля за соблюдением членами саморегулируемых организаций оценщиков требований законодательства РФ в сфере оценочной деятельности.
Модератор Круглого стола - С.А. Гаврилов, Председатель Комитета Госдумы РФ. В мероприятии приняли участие: А.И. Бутовецкий - статс-секретарь Росреестра, Бештоев М.И. - представитель МЭРа, депутаты и эксперты. Ассоциацию «Русское общество оценщиков» представляли: Президент РОО Ю.В. Козырь, исполнительный директор - С.Д. Заякин, Н.Г. Архипова - юрист РОО. Также на Круглом столе присутствовали член Совета РОО, директор ООО «Бюро оценки «ТОККО» Д.М. Хлопцов (как представитель бизнес-сообщества) и доктор юридических наук, профессор МГЮА им. Кутафина Савицкий А.А.
Хлопцов Дмитрий Михайлович высказал озабоченность со стороны бизнес-сообщества в связи с ведением данного закона. В свою очередь Савицкий Алексей Анатольевич дал правовую оценку законопроекта и предложил направить Закон на доработку.
Юрий Васильевич Козырь, Президент Ассоциации «Русское общество оценщиков», выступил с докладом и озвучил позицию СРО. Предлагаем Вашему вниманию текст его доклада.
ДОКЛАД
Козырь Ю.В. Президент Ассоциации
«Русское общество оценщиков»
(проект федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации)
Уважаемые коллеги!
В начале своего выступления хочу проинформировать о результатах совещания 9 октября 2024 в Комитете Совета Федерации по экономической политике, где обсуждался другой законопроект (о замене квалэкзамена на повышение квалификации ), но цели и того и рассматриваемого сегодня законопроекта одинаковые, а именно повышение качества оценочных услуг.
В ходе совещания представителями Минэкономразвития России и представителем Росреестра было отмечено, что за последнее время количество жалоб на оценщиков в СРО оценщиков снизилось на 30%, при этом сенатор Ворона Дмитрий Николаевич выразил обеспокоенность, тем что вместо диалога между регулятором и оценочным сообществом, РЕГУЛЯТОР идет по пути ужесточения требований к оценщикам во всех аспектах их профессиональной деятельности.
Говоря о законопроекте, который мы сегодня рассматриваем, хочу отметить, что РОО поддерживает в целом цели законопроекта, направленные в том числе на повышение роли саморегулируемых организаций оценщиков в контроле качества отчетов. В то же время, ряд вносимых изменений из-за своей непроработанности и несоответствия действующему законодательству, приведут к тому, что в предложенной редакции законопроект становится нерабочим. Полагаем, что Законопроект требует серьезной доработки.
Краткие замечания к законопроекту.
1. Законопроект не соответствует нормам действующего законодательства.
Статья 24.8 законопроекта предлагает новый порядок возмещения убытков пострадавшим лицам, имеющий принципиальные отличия от действующего в настоящее время.
Если кратко, то эта схема выглядит так. После принятия судом решения об убытках, пострадавшее лицо обращается за выплатой в страховые компании, застраховавшие оценочную компанию и оценщика. У страховщиков есть 90 дней на выплату страховых сумм, если этого не происходит, пострадавший обращается за выплатой в СРОО и СРОО обязано из компенсационного фонда эту выплату произвести (в размере страховки оценочной компании и оценщика и плюс 5 млн руб. за СРОО) и только потом СРОО взыскивает эти суммы со страховых компаний (регресс).
Предложенная в законопроекте схема взыскания противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации в части оснований и механизмов перехода прав требований.
Как итог, на компенсационный фонд СРОО может быть обращено взыскание по неисполненным обязательствам страховой компании. Обращаю внимание, что между страховой компанией и СРОО отсутствуют какие-либо гражданские правоотношения.
2. Предложенные изменения не отвечают целям законопроекта о повышении качества оценочных услуг
Законопроект не решает вопрос о повышении качества оценки оценочными компаниями, в связи с тем, что членами СРО оценщиков являются только оценщики – физические лица, оценочные компании не являются членами СРО, контроль за их деятельностью не осуществляется;
Таким образом, заявленные цели достигнуты не будут.
3. Предложения РОО
Для реализации целей законопроекта, указанных в пояснительной записке, необходимо направить законопроект на доработку для исправления существующих ошибок и несоответствий. Тематика: Новости законодательства |
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫЗаббарова Э.С. : prav@nkf.ru Заббарова Э.С.Добрый день. Нужна ли оценщикам с 01.09.2024 машиночитаемая доверенность от работодателя при подписании отчетов об оценке ЭЦП?
Отвечает :
Добрый день! |