Основным руководящим документом, устанавливающим порядок выплат при нанесении повреждений транспортному средству в рамках ОСАГО, является Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.
Статья 12 этого Федерального закона (ФЗ) устанавливает:
2. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.
7. В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.
Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке.
В обеспечение ФЗ № 40-ФЗ было выпущено Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», утвердившее «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства».
В соответствии с утвержденными Правилами:
5. Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.
Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее — государственный реестр).
Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.
Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.
15. Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.
Нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.
18. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме.
Однако к настоящему времени разработаны лишь требования к программ подготовки экспертов-техников, но подготовка в соответствии с этими требованиями не организована. Также не создан государственный реестр экспертов-техников. Поэтому до настоящего времени не существует института легитимных экспертов-техников, соответствующих рассмотренным выше законодательным актам. В связи с этим оценкой (экспертизой) могут заниматься (и практически занимаются) оценщики, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. Следствием этого является подготовка ими отчетов об оценке, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области оценочной деятельности, которые несколько отличаются от требований, предъявляемых Постановлением Правительства РФ № 238 к экспертному заключению.
В связи с тем, что в случае ДТП всегда присутствует конфликт сторон: потерпевшей и виновной, в последнее время участились обращения участников ДТП и судебных инстанций в Российское общество оценщиков с просьбой о проведении экспертизы отчетов, выполненных работающими в этой области оценщиками.
При проведении экспертизы в соответствии «Методическими рекомендациями по экспертизе отчетов об оценке», утвержденными Советом РОО 25 июня 2008 г., протокол № 144, необходимо в первую очередь проверять отчеты на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, и лишь после этого осуществлять проверку достоверности полученных результатов.
При стоимостной оценке последствий ДТП ряд оценочных процедур регламентирован различного рода руководящими и методическими документами, а при расчетах используются специальные программные продукты, в результате этого отчеты приобретают специфическую форму, когда основная информация сосредотачивается в самостоятельных документах, выносимых в приложение к отчету. Вместе с тем практика проведения экспертизы таких отчетов показывает, что если результаты оценки большинства отчетов могут быть признаны достоверными, то отчеты, выполненные в соответствии с требованиями законодательства и ФСО, фактически не встречаются, что эксперты вынуждены отражать в своих заключениях. Несоблюдение указанных требований при подготовке отчетов упрощает процесс оспаривания результатов оценки как таковой.
В сложившейся ситуации РОО считает возможным рекомендовать для использования типовые формы отчетов, которые выполнены в соответствии с требованиями оценочного законодательства и ФСО. Ниже представлены рекомендуемые РОО формы, которые могут быть взяты за основу и творчески доработаны практикующими оценщиками.
Три формы отчетов сведены в один документ с выделением отличительных особенностей каждого вида отчетов. При этом введены следующие обозначения:
- — относится к отчету «Об оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту автомобиля»;
- — относится к отчету «Об оценке рыночной стоимости права требования на возмещение утраты товарной (рыночной) стоимости, возникшего в результате повреждения автомобиля в ДТП и его последующего ремонта»;
- — относится к отчету «Об оценке рыночной стоимости автомобиля».
Директор РОО по региональной политике
Н.С. Кузьмичев,
Председатель экспертного совета
Московского областного отделения РОО
А.Н. Фоменко
|