С кадастром наперевес

3 Ноября 2015

Областные власти взвинтили кадастровую стоимость для некоторых торговых центров до неподъемных величин. Фото: Антон БУЦЕНКО. Бизнес протестует против передачи властям области права оценивать стоимость земель и деловой недвижимости

Против поступившего в Госдуму РФ законопроекта о введении госмонополии на кадастровую оценку поднялось практически все бизнес-сообщество. Особенно болезненно на эту законодательную новацию отреагировали в Свердловской области, где уже дважды вспыхивали громкие скандалы, связанные с налогообложением по кадастровой стоимости.

Сначала по этому поводу протестовали промышленные предприятия, потом — крупные торговые центры.

Опасные игры

Пример нашего региона показывает, как опасны манипуляции с кадастровой оценкой, негативный эффект от которых ощущается долгие годы. Так, года два назад областные власти попытались увеличить бюджетные доходы за счет привязки налога по земле для промпредприятий к кадастровой стоимости занимаемых ими участков. В результате промышленники в массовом порядке через суд начали оспаривать справедливость кадастровой оценки. Бывали периоды, когда в Арбитражном суде скапливалось до 1000 таких исков. Ну а пострадали от непродуманной инициативы областных властей, как это нередко случается на Свердловщине, муниципалитеты — в их казну стало поступать гораздо меньше доходов от этого вида налогов, чем раньше.

А все по той причине, что в МУГИСО особо не смотрели на квалификацию оценщиков, так как главным было уложиться в назначенные сроки и переоценить в сторону значительного увеличения стоимость земли. Снижению качества оценочной работы дополнительно поспособствовало и то, что на тендерах,  согласно принятым правилам, побеждали те участники, которые запрашивали за исполнение подряда меньшую цену. Причем зачастую такие горе-оценщики даже не выезжали туда, где располагались оцениваемые ими объекты.

А вот промпредприятия, желая защитить свои права, приглашали лучших специалистов и с полученными данными шли в суд, где легко опровергали предъявленные им завышенные показатели кадастровой оценки. По сведениям областного минфина, к сентябрю 2013 года кадастровая стоимость среднеуральской земли уменьшилась на 130 млрд. Соответственно, муниципалитеты потеряли десятки миллионов рублей из-за сокращения поступлений от налога на землю и ее аренды. Да еще должны были компенсировать 1,5 млрд рублей предприятиям, которые сумели доказать в судебном порядке, что переплатили земельный налог. К примеру, только Нижнему Тагилу пришлось вернуть землепользователям из своей казны 270 млн рублей.

Разумеется, областные власти хотели как лучше, но получилось у них как всегда. Ну, а поскольку учиться на собственных ошибках они не умеют и не желают, то спустя время областники опять встали на те же грабли. Я имею в виду инициативу по налогообложению торговых центров по кадастровой стоимости. Для реализации чего опять же в спешном порядке был принят региональный закон. Настолько дискриминационный, что омбудсмен по защите прав предпринимателей Елена Артюх обратилась с жалобой в антимонопольное ведомство. И там с ее доводами согласились.

Фискальные интересы

Все понимают, что необходимо увеличивать доходы бюджета. Но при этом необходимо искать баланс между этим желанием и интересами бизнес-сообщества. Однако свердловские власти поиском баланса интересов себя не утруждают. Именно поэтому инициатива российского правительства, оформленная в виде законопроекта «О государственной кадастровой оценке», вызывает неприятие в предпринимательской среде.

Дело в том, что в случае принятия такого закона региональные власти получат право самостоятельно утверждать бюджетные учреждения и передавать им полномочия на кадастровую оценку. В дальнейшем эти же организации сами будут рассматривать жалобы на свою деятельность. Соответственно, ни о какой независимости  оценки говорить не приходится. Тем более на фоне возникающего при этом конфликта интересов.

Как известно, поступления от земельного налога остаются на местах. И региональные власти кровно заинтересованы взвинтить кадастровую стоимость, от которой исчисляется налог. На этом их неоднократно ловили. Об этом, кстати, свидетельствует и судебная статистика: чуть ли не в 70% случаев суды выносили вердикты в пользу заявителей, оспаривающих кадастровую оценку.

Что касается созданной в регионе комиссии по оспариванию кадастровой оценки, то ее объективность вызывает большие сомнения. Вот что говорит известный на Урале эксперт в данной сфере из Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский:

— На комиссию по спорам оказывается серьезное административное давление. Сам ее состав — три представителя от органов власти и один от профсообщества — оставляет мало шансов для принятия независимых решений.

«Правительственный же проект предусматривает формирование комиссии только из представителей органов власти — это приведет к нормативному ценообразованию, игнорирующему законы рынка, а в итоге ударит по переживающему тяжелые времена бизнесу», — очерчивает перспективы А. Каминский.

Новые правила ударят и по простым гражданам, членам садовых товариществ и дачникам, налог с земельных участков которых со следующего года будет взиматься с кадастровой стоимости. А для малого и среднего бизнеса это может обернуться массовыми банкротствами.

Закон законом вышибают

В Свердловском отделении Российского союза промышленников и предпринимателей мне рассказали и о некоторых дополнительных рисках, возникающих из-за огосударствления кадастровой оценки. В частности, там не понимают, зачем создавать еще одну госструктуру при наличии в субъектах Федерации отделений Росреестра и кадастровых палат. А один из моих собеседников в этой общественной организации предложил ввести прямую материальную ответственность будущих государственных оценщиков, чтобы они отвечали рублем, если оценка не устояла в суде.

Остается надеяться, что перегибы законопроекта, которым вводится госмонополия на кадастровую оценку, будут устранены в ходе парламентских слушаний. В Госдуму уже внесен аналогичный депутатский проект, более взвешенный, по оценкам экспертов.

Прежде всего, как говорится в депутатском варианте, должен быть обеспечен баланс интересов через порядок формирования комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Ее состав должен выглядеть следующим образом: представитель территориального управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного давать заключения по отчетам оценщиков, два человека от саморегулируемых организаций оценщиков и два — от предпринимательского сообщества.

— В проекте есть идея обеспечить размещение данных предварительной оценки объекта (промежуточные отчеты) в любых доступных СМИ до момента утверждения результатов кадастровой оценки, — отмечает практикующий юрист Мария Понаморева, — предполагается, что таким образом можно повысить качество информации, используемой при сборе данных в целях оценки объекта.

И у всех желающих будет возможность понаблюдать за поисками компромисса между органами власти и бизнесом в период кризиса. Для Свердловской области общественный контроль за действиями власти особенно необходим. 


Источник


Региональное отделение:  Свердловское областное региональное сообщество
Раздел сайта:  Региональные отделения
Тематика:  Кадастровая оценка

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Гареев Рустам Фанавиевич : 650214@mail.ru

Гареев Рустам Фанавиевич

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О персональных данных" к персональным данным относятся:
- фамилия, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе.
Федеральный стандарт оценки "Отчет об оценке (ФСО VI)"
7. В соответствии со статьей 11 Федерального закона и настоящим федеральным стандартом оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, если заказчиком является физическое лицо;
Вопрос:
1. Должен ли субъект оценочной деятельности уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных?
2. Необходимо ли добавлять в Отчёт об оценке «Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных»?

Отвечает :

Добрый день!
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», субъектами оценочной деятельности являются оценщики. Оценщик вправе осуществлять профессиональную оценочную деятельность состоя в штате оценочной компании и в... Показать весь ответ»


#