Бумага уступила электронике

Новости

27 Февраля 2018

В 2017 году объем регистрационных действий петербургского Росреестра увеличился на 21%1 марта Росреестр впервые проведет единый День консультаций для юридических лиц и граждан по вопросам, относящимся к полномочиям данного ведомства. О новациях в работе территориального органа Росреестра по Санкт-Петербургу заместителю главного редактора «СПб ведомостей» Александру ВЕРТЯЧИХ рассказал руководитель управления Росреестра по Санкт-Петербургу Владимир КОРЕЛИН.

- Владимир Владимирович, два года назад вы рассказали читателям нашей газеты о задачах, поставленных перед вашим управлением. Какие изменения в его работе произошли за прошлый год, все ли проблемы решены?

- Проблем у нас достаточно. Но мы их последовательно решаем, расставляя приоритеты. Управление Росреестра по Санкт-Петербургу является важным поставщиком государственных услуг: занимается кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на недвижимость, вопросами пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, осуществляет государственный земельный надзор и федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций.

Наши усилия отмечают потребители услуг. На сайте «Ваш контроль» управление Росреестра по Санкт-Петербургу в 2018 г. получило 99,79% положительных оценок. В ноябре 2016 г. в ходе визита в Санкт-Петербург представители Всемирного банка обратили внимание на впечатляющие результаты, которых за несколько лет удалось достичь России в рейтинге «Ведение бизнеса» по показателю «Регистрация собственности», составляемому на основании практик Москвы и Санкт-Петербурга.

Еще в 2016 году мы справились с задержками по срокам государственной регистрации прав. В 2017 году уже есть положительная динамика - сроки соответствуют или менее сроков, установленных законом. Данные подтверждаются автоматизированной системой мониторинга оказания государственных услуг. В 2017 г. средний фактический срок проведения государственной регистрации прав не превышает 7 рабочих дней, в сентябре был зафиксирован минимальный срок - 6 дней.

Однако и нагрузка на специалистов растет. По итогам года объем регистрационных действий увеличился на 21%. Ипотека выросла на 20%, договоры участия в долевом строительстве - на 9,5%. С начала прошлого года появилась возможность одновременно подать документы на кадастровый учет и регистрацию прав, что и сделали более 8,5 тысячи заявителей. Реализована возможность обратиться по экстерриториальному принципу, т. е. за оформлением прав на недвижимость без привязки к региону России, таких заявлений принято 7 тысяч. Положительные результаты работы управления достигнуты благодаря нелегкому труду всего коллектива.

- Не ухудшается ли качество работы при таких объемах?

- Тщательное проведение правовой экспертизы документов было и остается приоритетной задачей управления. Государственный регистратор проверяет законность всех документов и правильность их оформления. Если возникают основания подозревать признаки мошенничества, обращаемся в правоохранительные органы. Руководство управления уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области объявило благодарность шести специалистам управления за активную помощь в раскрытии и предупреждении преступлений в сфере недвижимости.

- Насколько востребованы электронные услуги Росреестра?

- Думаю, что произошел переломный момент в сознании граждан в отношении электронной регистрации. Количество заявлений в электронном виде возрастает с каждым месяцем. За 2017 год поступило около 36 тысяч заявлений, а за весь 2016 г. - 18 тысяч. Следует отметить, что стоимость ЭЦП, необходимой для таких сделок, существенно снизилась. В Петербурге минимальная стоимость составляет 600 рублей.

На портале Росреестра появился новый сервис - личный кабинет правообладателя. Здесь собственник может увидеть принадлежащие ему объекты недвижимости, настроить рассылку информационных уведомлений. С декабря 2017 г. все электронные услуги Росреестра предоставляются только с помощью этого сервиса. На электронную регистрацию активно переходят застройщики. Всех желающих мы консультируем и обучаем. Фактические сроки регистрации по таким сделкам короче.

Снижению сроков регистрации способствует электронное межведомственное взаимодействие. Управление работает с органами власти города, чтобы быстро получать необходимую информацию для регистрационно-учетных действий. Например, специалисты управления получили доступ к необходимым скан-копиям документов на сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

С помощью специально разработанной управлением программы оперативно предоставляется информация об имуществе должников региональному управлению Федеральной службы судебных приставов. В настоящее время в целях развития межведомственного взаимодействия управление и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» подключены к Единой системе электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

- Увеличивается ли срок оформления сделки, если управление приостанавливает регистрацию?

- Если имеются правовые основания, то государственный регистратор имеет возможность приостанавливать регистрацию прав на срок не более чем три месяца. А заявитель по собственной инициативе может продлить этот срок до 6 месяцев. Время дается для того, чтобы устранить замечания по документам и избежать отказа в регистрации. Государственная пошлина в данном случае повторно не взимается.

Обоснованность решений о приостановлениях и отказах находится под постоянным контролем. Все приостановления и отказы обязательно содержат мотивированные основания принятия такого решения. Для регистраторов такое «непопулярное» решение влечет лишь увеличение нагрузки и документооборота. Нам проще и быстрее провести регистрацию права.

- И много бывает приостановок?

- Доля приостановлений государственной регистрации прав - 6,2%. Здесь мы укладываемся в показатели, установленные целевой моделью «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» (не выше 6,6%).

К сожалению, по кадастровому учету и «единой процедуре учета и регистрации» ситуация сложнее, хотя по сравнению с началом года есть динамика снижения количества таких решений. Полномочия по осуществлению кадастрового учета мы получили 1 января 2017 года. В течение всего года сотрудники управления обучались и повышали свою квалификацию в сфере кадастрового учета, и, должен отметить, небезуспешно. Эта работа была для нас новой и интересной, и здесь есть еще над чем трудиться.

Если кадастровый учет приостановлен, а заявитель не считает такое решение обоснованным, он может обжаловать решение в досудебном порядке в специально сформированную при управлении межведомственную апелляционную комиссию. Однако количество таких обращений за год в Петербурге мало - 40 заявлений. И только в двух случаях принято решение об удовлетворении заявления.

Анализ показывает, что значительное число приостановок регистрационных действий и, как следствие, дополнительный объем работы для регистраторов вызваны не всегда качественным приемом документов в МФЦ. Мы понимаем, что прием документов на услуги Росреестра один из самых сложных. Поэтому тесно работаем с МФЦ: корректируем методические рекомендации по услугам Росреестра, проводим обучающие семинары, выездное консультирование. Начальники отделов регистрации постоянно на связи с руководством районных МФЦ с целью оперативного разрешения сложных вопросов, возникающих при приеме документов.

В условиях предельно коротких сроков регистрации для решения задачи снижения количества приостановлений регистрационных действий огромное значение приобретают механизмы оповещения заявителей о необходимости предоставления недостающих документов. В «простых» случаях (отсутствие заявления, оплата пошлины в неполном размере) управлением разработано и внедрено sms-оповещение заявителей о возможных основаниях приостановления, что позволяет устранить причину приостановки и провести регистрацию в срок.

- Расскажите об исполнении вашим ведомством контрольных функций...

- Управление Росреестра по Санкт-Петербургу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Санкт-Петербурга государственный земельный и геодезический надзор. Для выявления нарушений в сфере землепользования государственные инспекторы по использованию и охране земель проводят плановые и внеплановые проверки, административные обследования.

Однако цель наших проверок и обследований состоит и в том, чтобы обеспечить профилактику соблюдения правил землепользования. Штрафы за нарушения земельного законодательства с 2015 г. значительно увеличены. Поэтому к размеру налагаемых штрафов для представителей малого и среднего бизнеса мы подходим очень взвешенно. Если нарушение допущено впервые, выносится предупреждение.

Наиболее распространенные нарушения, по нашим данным - использование земельного участка не по целевому назначению, то есть не в соответствии с его принадлежностью к категории земель, видом разрешенного использования. К примеру, земельный участок, предназначенный для научной или производственной деятельности, используется под торговые и бизнес-центры, т. е. для коммерческой деятельности.

Результатом нецелевого использования, как правило, является недополучение налогов бюджетом города, т. к. размер налога рассчитывается от кадастровой стоимости, зависящей от вида разрешенного использования земельного участка. В этом году на 20% увеличилась доля протоколов об административных правонарушениях, по которым в дальнейшем выносятся решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Но в целом мы стараемся уменьшить количество проверок и одновременно повысить эффективность нашей работы.

В сфере геодезии и картографии также проводим мониторинг и проверочные мероприятия. Геодезия обеспечивает координатными основами и системами различные сферы человеческой деятельности. От того, насколько грамотно и правильно будут выполнены геодезические работы, зависит судьба будущих проектов, объектов строительства, землеустройства, кадастра и других областей хозяйственной деятельности.

Анализ наиболее распространенных из выявленных нами нарушений показывает, что имеющаяся в организациях система внутрипроизводственного контроля зачастую носит формальный, декларативный характер. В связи с этим в работе мы также используем новую форму осуществления контрольных мероприятий - предостережение. Предупреждаем подконтрольный субъект о возможности (угрозе) нарушения им требований законодательства.

- С 1 января 2016 г. налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Где можно посмотреть, как оценена моя квартира?

- Ознакомиться можно на официальном сайте Росреестра rosreestr.ru в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Получить сведения официально, причем бесплатно, можно, запросив выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для этого нужно направить запрос по почте или воспользоваться электронным сервисом на сайте. Также можно обратиться в любой из 58 офисов многофункционального центра «Мои документы». Офисы расположены во всех районах города.

Для Петербурга уже стала обычной практикой выдача выписок на бумажном носителе, заверенных специалистом МФЦ, на основании полученного из реестра электронного документа. Это существенно ускоряет получение выписок для заявителей. Этот проект, реализованный по инициативе управления, в 2016 г. был признан победителем всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России-2015» в номинации «Проект» и отмечен благодарностью правительства Российской Федерации.

- А кто рассчитывает кадастровую стоимость?

- Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости на территории выступает комитет имущественных отношений. Исполнителем является выбранная на конкурсной основе организация. В Петербурге - ГУП «ГУИОН». Орган кадастрового учета и регистрации прав вносит результаты определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

- Как часто люди оспаривают кадастровую стоимость квартир и домов?

- Количество заявлений о пересмотре кадастровой стоимости невелико по сравнению с рядом других регионов. Это свидетельствует о качественной работе оценщиков, проведенной в Петербурге. Чем меньше заявлений, тем лучше разработана массовая модель оценки в регионе.

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении в основном поступают заявления в отношении объектов недвижимости, характеристики которых носят индивидуальный характер, например паркингов. За год комиссия рассмотрела 236 заявлений. По 140 заявлениям решения приняты в пользу заявителей. Надо отметить, что в состав комиссии входят представители управления, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу, комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и Национального совета по оценочной деятельности. Решения принимаются большинством голосов.

- Что интересного происходит в сфере контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций?

- В настоящее время в деятельности контрольно-надзорных органов приоритетными являются вопросы погашения задолженности по выплате заработной платы работникам предприятий-банкротов. 16 ноября 2017-го состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии при правительстве Санкт-Петербурга по вопросам содействия легализации трудовых отношений и ликвидации задолженности по заработной плате работникам организаций, находящихся на территории Санкт-Петербурга.

В работе этой комиссии и межведомственных совещаниях постоянно участвуют специалисты управления. Сейчас прорабатывается вопрос о включении представителя управления непосредственно в состав комиссии. В отношении предприятий-должников, чьи действия рассматриваются на заседаниях, мы усиливаем контрольные мероприятия. Принимаем участие в собраниях кредиторов, проводим мониторинг торгов имущества предприятий-банкротов. Это делается с целью исключения злоупотреблений как со стороны арбитражного управляющего, так и со стороны организатора торгов.

- Когда и где можно получить консультации по всем направлениям деятельности Санкт-Петербургского управления Росреестра?

- 1 марта 2018 года во всех территориальных органах Росреестра запланировано проведение единого Дня консультаций. Мероприятие проводится впервые и приурочено к 10-летию образования Росреестра и 20-летию создания в Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Мы будем информировать граждан об услугах Росреестра, о способах получения услуг, особенно о возможности получения услуг Росреестра в электронном виде, а также о формах обратной связи с ведомством. В Санкт-Петербурге мы ждем горожан и предпринимателей в центральном офисе управления на ул. Красного Текстильщика, 10 - 12, а также в офисе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу на Суворовском пр., 62, в двух офисах МФЦ, а также на других площадках.

Для тех, кто не сможет прийти лично, будет организована возможность обратиться с помощью скайпа. Подробную информацию о том, где по каким вопросам можно будет получить консультации, где можно будет ознакомиться с возможностями сервисов официального сайта Росреестра, в том числе с получением гражданами услуг Рорсеестра в электронном виде, мы разместим на региональной странице сайта rosreestr.ru.

Источник

Региональное отделение:  Санкт-Петербургское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей