О соблюдении требований законодательства об оценочной деятельности при оценке последствий ДТП для целей ОСАГО

25 Июня 2009

 Основным руководящим документом, устанавливающим порядок выплат при нанесении повреждений транспортному средству в рамках ОСАГО, является Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.
     Статья 12 этого Федерального закона (ФЗ) устанавливает:
2. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.
7. В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.
Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке.
В обеспечение ФЗ № 40-ФЗ было выпущено Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», утвердившее «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства». 
В соответствии с утвержденными Правилами:
5. Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.
Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее — государственный реестр).
Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.
Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.
15. Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.
Нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.
18. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме.
     Однако к настоящему времени разработаны лишь требования к программ подготовки экспертов-техников, но подготовка в соответствии с этими требованиями не организована. Также не создан государственный реестр экспертов-техников. Поэтому до настоящего времени не существует института легитимных экспертов-техников, соответствующих рассмотренным выше законодательным актам. В связи с этим оценкой (экспертизой) могут заниматься (и практически занимаются) оценщики, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. Следствием этого является подготовка ими отчетов об оценке, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области оценочной деятельности, которые несколько отличаются от требований, предъявляемых Постановлением Правительства РФ № 238 к экспертному заключению. 
     В связи с тем, что в случае ДТП всегда присутствует конфликт сторон: потерпевшей и виновной, в последнее время участились обращения участников ДТП и судебных инстанций в Российское общество оценщиков с просьбой о проведении экспертизы отчетов, выполненных работающими в этой области оценщиками. 
     При проведении экспертизы в соответствии «Методическими рекомендациями по экспертизе отчетов об оценке», утвержденными Советом РОО 25 июня 2008 г., протокол № 144, необходимо в первую очередь проверять отчеты на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, и лишь после этого осуществлять проверку достоверности полученных результатов.
     При стоимостной оценке последствий ДТП ряд оценочных процедур регламентирован различного рода руководящими и методическими документами, а при расчетах используются специальные программные продукты, в результате этого отчеты приобретают специфическую форму, когда основная информация сосредотачивается в самостоятельных документах, выносимых в приложение к отчету. Вместе с тем практика проведения экспертизы таких отчетов показывает, что если результаты оценки большинства отчетов могут быть признаны достоверными, то отчеты, выполненные в соответствии с требованиями законодательства и ФСО, фактически не встречаются, что эксперты вынуждены отражать в своих заключениях. Несоблюдение указанных требований при подготовке отчетов упрощает процесс оспаривания результатов оценки как таковой.
В сложившейся ситуации РОО считает возможным рекомендовать для использования типовые формы отчетов, которые выполнены в соответствии с требованиями оценочного законодательства и ФСО. Ниже представлены рекомендуемые РОО формы, которые могут быть взяты за основу и творчески доработаны практикующими оценщиками.
     Три формы отчетов сведены в один документ с выделением отличительных особенностей каждого вида отчетов. При этом введены следующие обозначения:

  1. — относится к отчету «Об оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту автомобиля»;
  2. — относится к отчету «Об оценке рыночной стоимости права требования на возмещение утраты товарной (рыночной) стоимости, возникшего в результате повреждения автомобиля в ДТП и его последующего ремонта»;
  3. — относится к отчету «Об оценке рыночной стоимости автомобиля».


Директор РОО по региональной политике 
Н.С. Кузьмичев,
Председатель экспертного совета 
Московского областного отделения РОО 
А.Н. Фоменко

 

Пример единого отчета по ДТП в соответствии с ФСО doc, 263 Кб
Пример 3-х отдельных отчетов по ДТП в соответствии с ФСО doc, 404 Кб
Квалификационный экзамен Заказать экспертизу Конкурс "Лидеры оценки" Законы об оценке Выписать счет на оплату взносов Частнопрактикующий оценщик Аналитика

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты:

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Заббарова Э.С. : prav@nkf.ru

Заббарова Э.С.

Добрый день. Нужна ли оценщикам с 01.09.2024 машиночитаемая  доверенность от работодателя при подписании отчетов об оценке ЭЦП?

Отвечает :

Добрый день!
Требования к подписанию отчета оценщиком содержатся в ФСО VI.... Показать весь ответ»


#