Оценщики и ОСАГО

подскажите пожалуйста,после 1 сентября 2014 года кому обратиться по расчету за ущерб автомобиля по ОСАГО,ведь если к оценщикам то противореччит изменениям ФЗ ОБ ОСАГО в частности ст.12 где указывется, что эксперт-техник выдает заключение экспертное, получается оценщик состоящий в СРО уже не вправе выдавать отчеты по определению рыночной стоимости восстанвоительного ремонта по ОСАГО или КАК? разъясните пожалуйста.




Уважаемый Мансур,

Мы уже неоднократно отвечали на этот вопрос в  рубрике "Вопрос-ответ". Повторяем ответ нашего эксперта Фоменко А.Н.

А.Н. Фоменко, канд. техн. наук,
генеральный директор ООО «АНФ-ОЦЕНКА», член Экспертного совета РОО,
Московская обл.

ОСАГО И ОЦЕНЩИКИ

Обратиться к этой теме меня заставил вопрос, поступивший в РОО: «30 июля 2014 г. утверждены изменения в правилах установления расходов при восстановительном ремонте транспортных средств (постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 717, далее — ПП-717), из которых было исключено слово «оценка». В связи с этим возник вопрос: могу ли я заниматься оценкой восстановительного ремонта автомобилей после ДТП в рамках ОСАГО с дипломом оценщика и членством в вашей организации?»

Давайте вспомним законодательство об ОСАГО.

В прежней редакции Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — ФЗ № 40) в п. 2 ст. 12 было сказано: «При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков». В то же время в п. 7 ст. 12 ФЗ №40 указывалось: «В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства». Отсюда следует, что изначально существовало правило, согласно которому при повреждении имущества, отличного от транспортного средства (ТС), может проводиться как экспертиза, так и оценка, а при повреждении ТС — только экспертиза. Строго говоря, закон не запрещает проводить оценку стоимости ТС в доаварийном состоянии.

В обеспечение этого закона был выпущен ряд правовых актов, в частности:

– Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца»;

– Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 361 «Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (далее ПП-361).

Далее практика складывалась следующим образом. Пока не существовало экспертов-техников, этой работой в отношении поврежденных ТС занимались оценщики. С появлением экспертов-техников (в 2012 г.) вспомнили о законе, и Российский союз автостраховщиков дал указание страховым компаниям не работать с оценщиками. В то же время в ПП-361 по ошибке (в нарушение закона) записали, что при определении расходов на материалы и запчасти может проводиться «экспертиза (оценка)». Теперь это несоответствие закону устранили в ПП-717.

В сентябре-октябре 2014 г. вступят в силу изменения в Федеральном законе № 40, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 223-ФЗ. В нем идея проведения экспертизы в отношении поврежденных ТС только усиливается и конкретизируется. Так, изменения претерпела редакция ст. 12. В этой статье (п. 10) в отношении поврежденного ТС по-прежнему говорится о «независимой технической экспертизе, проводимой в порядке, установленном ст. 12.1». В случае повреждения иного имущества говорится о проведении «независимой экспертизы (оценки)».

Вновь введенная ст. 12.1 устанавливает следующее:

«1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит …

4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника…»

Таким образом, участие оценщиков в рамках ОСАГО при определении стоимости ремонта ТС полностью исключается. Но ОСАГО — это договор, действие которого прекращается (в отношении конкретного страхового случая) после достижения размером страховой выплаты лимита ответственности страховой компании (СК). В настоящее время этот лимит ответственности составляет 120 (160) тыс. руб. В соответствии с изменениями, после вступления их в силу лимит ответственности СК в рамках ОСАГО составит 400 тыс. руб. Таким образом, возмещение, превышающее лимит ответственности СК, находится за пределами ОСАГО.

Ни в одном законодательном акте по ОСАГО не встречается словосочетание «рыночная стоимость». В программе подготовки экспертов-техников это словосочетание также не встречается. То есть в рамках ОСАГО возмещение должно проводиться в виде некой «специфической» стоимости. В настоящее время в соответствии с п. 63 постановления Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» возмещение должно производиться «исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен». Однако п. 24 ПП-361 предусмотрена разработка специального информационного обеспечения, которое включает в частности, «д) ценовую информацию в отношении материалов и запасных частей».

Таким образом, для возмещения в рамках ОСАГО будут созданы специальные таблицы с «нормативно установленной» стоимостью, которыми будут пользоваться эксперты-техники.

За пределами ОСАГО возмещение должно осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) по рыночной стоимости. Поскольку эксперты-техники предназначены для работы исключительно в рамках ОСАГО и в их программу обучения не входит изучение вопросов определения рыночной стоимости, то их компетенция не распространяется за пределы ОСАГО. Это поле деятельности находится исключительно в компетенции оценщиков. В соответствии с оценочным законодательством (в частности, ст. 5 ФЗ № 135), объектом оценки в этом случае могут являться: право требования (обязательства) по возмещению убытков, а также утраты товарной стоимости, услуги (работы) по восстановительному ремонту, годные остатки, или по отдельности составные части услуг по ремонту: работы, материалы, запчасти. Ни ремонт, который является процессом, ни ущерб, материальный ущерб, определения которых нет ни в одном законодательном акте, ни реальный ущерб или убытки, которые определены в ГК РФ, не могут быть объектом оценки, поскольку не соответствуют объектам, предусмотренным в ст. 5 ФЗ № 135. ТС в этом случае также не может быть объектом оценки, потому что определяется не стоимость ТС, а стоимость иных объектов оценки.

Подводя итоги, можно констатировать следующее. Независимая техническая экспертиза в рамках ОСАГО и оценка для любых иных целей — это разные виды деятельности, которые регулируются разными «специальными» законами. В рамках ОСАГО в отношении определения стоимости ремонта ТС закон об оценочной деятельности не действует. В рамках ОСАГО работают эксперты-техники, которые готовят документ под название «экспертное заключение». Отчет они выпускать не могут. Выпуск отчета в отношении ремонта ТС в рамках ОСАГО не предусмотрен.

Отчет выпускать могут только оценщики. В рамках ОСАГО оценщики могут определять только (рыночную) стоимость имущества, включая стоимость ТС в доаварийном состоянии. В отношении поврежденных транспортных средств оценщики могут определять рыночную стоимость различных объектов оценки только за пределами ОСАГО. При этом для ответа на вопрос о том, какие повреждения относятся к данному ДТП, который находится за пределами компетенции оценщиков, им необходимо привлекать специалистов, имеющих документы об обучении технике проведения транспортно-трассологической экспертизы, например, экспертов-техников, что допускается оценочным законодательством.


Автор ФИО:  Шарапов Мансур

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, вы можете задать его нам

#

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: