Интервью руководителя комитета Совета РОО по работе с молодежью Веры Александровны Вольновой

28 Апреля 2012

-Вера Александровна, в конце прошлого года в Совете РОО был создан Комитет по работе с молодежью. Скажите, а стоит ли вообще выделять молодежь в отдельную категорию оценщиков?

-Учитывая, что современной оценке в России около 20 лет, объяснимо, что возраст первого эшелона оценщиков, пришедших с большим трудовым и жизненным опытом в нашу профессию, тех, кто создавал оценочную отрасль в нашей стране, сейчас около 50-70 лет. Разрыв между ними и молодыми оценщиками, только начинающими свою трудовую деятельность, составляет целое поколение.

-Видимо этим объясняется то, что с развитием оценки проходящие в последнее время конференции и семинары поднимают не просто общие профессиональные вопросы, а все чаще посвящены нюансам нашей деятельности. Несомненно, это очень интересно и нужно опытным, «продвинутым» оценщикам, но не всегда волнует молодых специалистов, которым необходимы конкретика и практические аспекты выполнения отчетов об оценке.

-То есть, молодое поколение больше настроено на получение и развитие практических навыков и знаний, тогда как опытных оценщиков интересует углубленное изучение отдельных задач и развитие теоретических аспектов оценки. Этим и обусловлена идея развернуть работу с молодыми оценщиками, реализовать возможность дифференциации мероприятий для начинающих специалистов с разным уровнем подготовки.

-Кроме того, где, как не в молодежной среде рождаются самые смелые идеи и свежий взгляд на существующие теории и мнения. Неразумно было бы не использовать этот огромный потенциал для развития нашей профессии и оценочной деятельности в целом.

-С какими проблемами сталкиваются молодые специалисты при трудоустройстве? Кому в целом отдают предпочтение работодатели? Намного ли ниже уровень оплаты молодого специалиста?

-О своем трудоустройстве молодежь задумывается уже на студенческой скамье. Зачастую уже после третьего курса молодые люди, имеющие направленность на оценочную деятельность, пробуют свои силы в этой профессии, проходя практику в оценочных организациях. Конечно, это робкие шаги, но именно от этого зависит решение об окончательном выборе студента. С другой стороны, работодателям легче принять положительное решение о приеме на работу бывшего студента, проходившего практику в данного организации.

-Читая лекции по оценке недвижимости в Новосибирском государственном университете экономики и управления, я открыто говорю студентам - будущим оценщикам, что вхождение в нашу профессию непростое, требуется не менее двух лет после окончания института, чтобы вы могли сказать: «Я только начал понимать, что такое оценка…».

-В нашей профессии как нигде работает правило: не гонись за высокой оплатой, а вначале заработай имя, а потом придет и успех, и финансовое благополучие.

-Многие руководители оценочных фирм рассуждают примерно так: «Зачем я буду тратить время на обучение молодого оценщика, который, пройдя хорошую школу в моей организации, сбежит в другую фирму?» В результате молодому специалисту не доверяют самостоятельную работу.

-Сейчас, при подготовке I Всероссийского форума «Молодой оценщик», я познакомилась с тезисами докладов, присланных молодыми докладчиками. Судя по их тематике и наполнению, нельзя сказать, что молодые специалисты работают «на подхвате», делают только простую несложную работу. Конечно, люди все разные, но если какой-то начинающий оценщик проявляет самостоятельность мышления, стремление к неординарным решениям, то любой руководитель приложит все силы, чтобы помочь ему развиваться профессионально. Это и консультирование в рамках оценочной компании с ведущими оценщиками, и направление на обучающие мероприятия, и поручение самостоятельной работы. А по поводу «сбежит в другую фирму», - нужно заинтересовать специалиста интересной работой, в которой можно проявить себя, придумать какой-то новый ход. И платить нужно соответственно. В конечном счете это окупится для компании, а наличие в штате перспективного, растущего, умного молодого специалиста только упрочит положение фирмы на рынке и вызовет уважение к ее руководителю.

-Как у Вас на фирме поставлено обучение молодых оценщиков?

-Научить молодого оценщика гораздо проще, чем переучивать опытного, потому что это может быть негативный опыт, или устоявшееся заблуждение.

-Наша организация работает на рынке оценки более 15 лет, и за это время только 2 раза мы приняли на работу оценщиков со стажем. И вскоре расстались с ними. А в основном, к нам приходят специалисты со студенческой скамьи, которые хотят постигать профессию, хотят углублять свои знания и стремятся перенять опыт, чтобы стать хорошими оценщиками. Традиционно молодой специалист прикрепляется к более опытному оценщику, который проверяет его отчеты и помогает ему профессиональным советом. Так как средний возраст сотрудников нашей компании около 28 лет, - им легко найти общий язык между собой.

-Кроме того, как правило, раз в квартал мы стараемся проводить собрания с «разбором полетов» по ошибкам в отчетах, выявленным при внутренней проверке или в ходе внешней экспертизы отчетов.

-Какие «системные ошибки» Вы видите в программах обучения оценщиков? Что бы Вы добавили в программу профпереподговки, да и высшего образования, для того, чтобы молодой специалист выходил более подготовленным к практической работе?

-Преподавая в Новосибирском государственном университете экономики и управления, я часто общаюсь со студенческой аудиторией, в которой много молодежи, действительно интересующейся оценкой, тех, кто стремиться заниматься именно нашей профессией после окончания ВУЗа, и сделать оценку делом своей жизни. В ходе живого общения понимаешь, что те теоретические знания, которые студенты получают по профильным дисциплинам, - оценка недвижимости, оборудования, бизнеса, - не позволяют им выстроить единую картину, связать одно с другим, и сформировать понимание единой науки – оценки имущества. То есть, каждая дисциплина воспринимается отдельно, вне целостной картины. Поэтому порой на лекции по оценке недвижимости приходится отвечать на вопросы по оценке оборудования или разъяснять, что при оценке АЗС необходимо вспомнить то, чему учили в рамках оценки бизнеса.

-И конечно же, студентам очень полезно общение с практикующими оценщиками. В нашем городе практически во всех ВУЗах, готовящих оценщиков, ряд специальных дисциплин читают опытные оценщики, представители «первой волны», - те, кто начинал эту деятельность в Новосибирске на заре 90-х. Такое общение приносит взаимную пользу. Студенты начинают понимать всю сложность и ответственность нашей профессии, а преподаватели получают заряд энергии и позитивного настроя, необходимых для дальнейшего развития оценки как науки. И когда после нескольких занятий на вопрос: для кого пишется отчет?, студенты хором отвечают: - «для прокурора», ты понимаешь, что перед тобой будущие коллеги, которые говорят на одном языке, и связь поколений налажена.

-Это, конечно, шутка, и я думаю, что не скажу ничего нового, когда еще раз повторю, что теория без практики мертва, что в большой мере относится и к нашей профессии.

-Читая лекции по оценке недвижимости, я часто говорю студентам - будущим оценщикам, что вхождение в нашу профессию непростое, требуется не менее двух лет после окончания института, чтобы можно было сказать: «Я только начал понимать, что такое оценка…».

-Как в Совете РОО возникла идея создания Комитета по работе с молодежью?

-Общая направленность руководства РОО на повышение эффективности работы СРО привела к тому, что в конце прошлого года в Совете были созданы комитеты для решения конкретных задач. Выделение направления работы с молодежью определилось после проведения всероссийского конкурса «Лучший молодой оценщик РОО - 2010». Большое количество участников – около 90 человек практически из всех регионов страны, показало, что молодежь – это реальный значимый сектор оценщиков РОО. Эти люди хотят и могут проявить себя, они уже готовы демонстрировать некие здоровые амбиции, составлять конкуренцию друг другу, а может быть и более зрелым оценщикам. При этом, как выяснилось из анкетирования, у молодежи проявилась потребность в мероприятиях, интересных именно молодой аудитории. Если это конференция, - то обязательно научно-практическая с полезными для работы рекомендациями, если семинар, - то с объемным раздаточным материалом, применимым в повседневной практике. А еще лучше, если это будет вебинар, чтобы не терять время и средства на дорогу, или конкретный шаблон отчета по оценке отдельных типов имущества. То есть то, что уже пройдено зрелыми оценщиками на заре их трудовой деятельности, необходимо и востребовано начинающими оценщиками, только уже на более высоком уровне.

-Так возникло понимание того, что у молодежной аудитории другие устремления, нежели у опытных профессионалов. А значит это перспективное направление работы для того, чтобы развитие молодого поколения получило точный вектор, чтобы люди, которые будут в дальнейшем расширять и продвигать оценочную деятельность в нашей стране, изначально заняли правильную позицию. Поэтому и возникла идея включить в план работы комитета разработку концепции серии вебинаров для начинающих, идея создания Совета молодых оценщиков, проведения и ежегодных конкурсов, и Всероссийского форума «Молодой оценщик».

-Расскажите немного об истории конкурса «Молодой оценщик». Кому это нужно больше – самим молодым специалистам или руководителям их организаций?

-Первый конкурс среди молодых оценщиков был проведен в Новосибирском региональном отделении РОО. Это было в 2007 году. Исторически сложилось, что у нас в отделении много молодежи. И захотелось как-то «растормошить» их, привлечь внимание к РОО, бросить им вызов – сможете? И получилось так, что молодые оценщики активно откликнулись, захотели заявить о себе. Мы проводили конкурс в несколько этапов: заочно – написание отчета об оценке, и очно – разбор нестандартных ситуаций в оценке конкретных объектов, и творческое соревнование, в рамках которого участники проявляли находчивость и чувство юмора. Помню, в одном из заданий нужно было продолжить фразу: «осматривая объект оценки, оценщик…». Так вот, победитель конкурса в этой номинации продолжил фразу так, что получилось: «осматривая объект оценки, оценщик… получил в глаз от мужа объекта оценки».

-Так что руководители организаций тут не при чем, потому что молодые оценщики сами стремятся проявить себя, сказать свое слово в оценке.

-Люди старшего, да и среднего поколения, любят говорить: «Молодежь нынче не та, вот мы в свое время…» Как Вы считаете, сейчас начинать работу в оценке сложнее или проще, чем 10-15 лет назад? Реально ли начинающему специалисту начать свою деятельность с нуля, открыв собственную фирму, а не в составе сложившейся структуры? Что бы Вы могли посоветовать начинающим?

-Да и мы в свое время были «не те»! Когда начинали заниматься оценкой, на каждом предприятии нужно было долго объяснять, кто такие оценщики. Объяснять, что мы не аудиторы, не бухгалтеры, не «переоценщики», не юристы. Конечно, 10-15 лет назад были свои трудности: отсутствие нормативных документов, учебников, методик оценки. Каждый изобретал свою форму отчета, придумывал внутрифирменные «ноу-хау», которые порой были ошибочны.

-Конечно, сегодня оценщикам стало легче работать в плане наличия законодательной базы и стандартов. Но появились другие проблемы – высокая конкуренция, наличие большого количества фирм «со стажем», которые уже заняли основные ниши рынка оценки, демпинг, порожденный несовершенством существующего законодательства, порой нездоровая конкуренция между СРО. Эти проблемы встают перед каждым начинающим участником рынка, если он решил создать собственную фирму по оценке. Я уже не говорю о том, что прежде чем решиться на такой шаг, необходимо поработать в тандеме с опытными специалистами в оценочной компании со стажем, научиться понимать тонкости нашей профессии, почувствовать в себе силы взять на себя ту ответственность за принятие решений, которая лежит на каждом руководителе. Тем более в нашей отрасли, когда директор оценочной фирмы конечно же должен быть хорошим оценщиком, чтобы грамотно вести переговоры не только с заказчиками, но и с пользователями отчета об оценке, с экспертами, проверяющими результаты выполненной оценки.

-В РОО, да, наверное, и в других СРО, очень много «оценочных династий». Расскажите, если можно, про Вашу семью. Преимущества детей-оценщиков при состоявшихся родителях очевидны. Что мешает родителям помогать своим детям? Какие в этом негативные стороны?

-Говорят, что на западе существует несколько профессий, в которых складываются династии, в том числе юристы, врачи, оценщики. Не знаю, почему это происходит за рубежом. В моей семье получилось так, что первым профессию оценщика освоил муж. Затем, в «лихие девяностые», строительное проектирование, которым я занималась, стало невостребованным из-за системного кризиса, и пришлось менять сферу деятельности. А так как недвижимость – это моя любовь на всю жизнь, - постепенно, вначале на уровне консультаций по строительным конструкциям и их состоянию, а затем и по расчетам стоимости строительства, я начала помогать мужу в его работе по оценке. И это занятие так захватило меня, что пришлось снова сесть за парту и получить второе высшее образование, уже по оценке собственности.

-Сейчас я просто не мыслю для себя другой сферы деятельности, потому что считаю, что именно в оценке, как в молодой специальности, есть большие перспективы для творчества в части новых методических разработок и расширения имеющихся теорий. За те 15 лет, которые мною отданы оценке, накопилось много мыслей, практических и методических наработок, которые активно внедряются в нашей компании и в виде статей выносятся на суд коллег.

-Ну вот видите, я опять пою дифирамбы нашей профессии. Может быть, наслушавшись моих высказываний, наших с мужем «производственных совещаний» на дому, моя старшая дочь после института пришла в нашу компанию работать оценщиком.

-Работать с родственниками вообще тяжело, а с детьми особенно, потому что они всегда самые лучшие, самые умные и талантливые, - они ведь так похожи на своих родителей… Это, конечно, шутка, а если серьезно, - то дети сами должны определить для себя то занятие, которое им ближе.

-Если же дети выбирают ту же специальность, то родители, конечно же, ищут возможность помочь им в профессиональном становлении, в надежде на то, что дети продолжат их дело. Разве это плохо?

-Преимущество детей при состоявшихся родителях очевидны: им придется работать в три раза больше, чем их коллегам, каждодневно выслушивать поучения родителей, и в несколько раз чаще получать замечания, потому что для них профессиональная планка поднята выше, чем у работающих рядом сотрудников. Негативная же сторона в этой ситуации только одна – человек не выдержит пресса, и уйдет в другую сферу деятельности. Наверное, поэтому большинство родителей и не «давит» на своих чад, предоставляя им право выбора. Думаю, это относится не только к оценке.

-Мы много говорим о кадровом резерве руководящих органов РОО. Не секрет, что многие к этому относятся скептически. Реально ли привлечь молодых оценщиков в возрасте до 30 лет к общественной работе с перспективой войти в руководящие органы РОО? Нужно ли это им самим? Готовы ли к их мнению прислушиваться в Совете?

-Общаясь с молодежью, слышишь о том, что им часто неинтересны те мероприятия, которые проводятся СРО. Что конференции – это «встреча с прекрасным» и не более того, что все уже решено за нас, что призыв «партия, дай порулить» - уже созрел, но его никто не слышит. То есть, желание как-то влиять на процессы, которые происходят в обществе, - есть, как и готовность вынести свои предложения на широкое обсуждение.

-Думаю, что идея I Всероссийского форума «Молодой оценщик», который будет проведен в начале мая в городе Волгограде, весьма актуальна, потому что, находясь среди сверстников, молодежь более раскрепощена, может позволить себе «полет мысли», не опасаясь критики или осуждения «светил». В процессе общения как раз и выявятся креативные молодые люди, которые могут привнести что-то новое в работу РОО, в том числе и в работу его руководящих органов. То анкетирование, которое было проведено в процессе подготовки к форуму среди молодых оценщиков, показало, что есть ряд оценщиков с интересными идеями и здравыми предложениями по улучшению нашей жизни. И если мы в рамках работы Форума сформируем интересные предложения, то думаю, что Совет РОО и другие руководящие органы возьмут их «на вооружение». Тем более, что взаимодействие молодых оценщиков с Советом РОО планируется сделать постоянным, для чего обсуждается вопрос о создании Совета молодых оценщиков с представительством в «Большом» Совете СРО РОО.

-Сейчас, когда программа I Всероссийского Форума «Молодой оценщик» в основном сформировалась, и на форум прислали заявки более 60 участников из 30 регионов, вряд ли кто сможет сказать, что это турпоездка и просто тусовка. Что Вы ждете от Форума «Молодой оценщик»?

-I Всероссийский Форум «Молодой оценщик» приурочен к празднованию 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и проходит под девизом «Мы - наследники Победы». То есть, уже в самом девизе заложено понимание того, что это мероприятие рассчитано на молодое поколение. Хотя для участия приглашаются все, кто молод не только по паспорту или небольшому стажу работы, но и те, кто ощущает себя молодым.

-Участники отдадут дань памяти подвигу солдат Великой Отечественной войны, - это возложение венка от молодежи к Монументу славы на Мамаевом кургане, встретятся с представителями Общества ветеранов войны. На Форуме планируется проведение Летней школы оценщиков, на пленарном заседании которой молодые специалисты выступят с интересными докладами на профессиональные темы. Предусмотрено два мастер-класса: по практике применения корреляционно-регрессионного анализа в различных подходах оценки и по разбору отчета по оценке объекта недвижимости. Кроме того, будет проведена интеллектуальная игра «Своя оценка», в которой будет возможность в игровой форме вспомнить основные постулаты и методики оценки и проявить свои знания основ.

-Судя по уже присланным заявкам участников Форум соберет представителей большого количества региональных отделений РОО: от Хабаровска до Калининграда. Мероприятие такого масштаба проходит в нашей стране впервые. Его результаты как лакмусовая бумажка покажут общее настроение в молодежной оценочной среде, помогут выявить общий вектор направления работы с молодежью в СРО. В рамках Форума будет обсуждаться создание Совета молодых оценщиков, обсуждение и формирование его состава.

-Главная задача предстоящего I Всероссийского форума - привлечение молодежи к участию в жизни оценочного сообщества и привлечение внимания опытных оценщиков к проблемам молодых.

-Процент молодых участников на «взрослых» мероприятиях РОО невелик. Как Вы думаете, почему? Нет денег или неинтересно? Интересно ли молодым слушать доклады своих ровесников, или им важнее послушать «зубров»?

-Да, порой глядя на аудиторию, удивляешься, - неужели наша профессия так «повзрослела», что большинство участников конференций, семинаров, форумов – это те, кому за сорок? При этом только в РОО состоит более 300 оценщиков в возрасте до 25 лет, не говоря уже об общепринятом понятии в любой фирме, что молодым оценщик считается до 30 лет. А таких в любой СРО очень большое количество.

-Думаю, отсутствие молодежи на проводимых мероприятиях обусловлено несколькими причинами. Порой на значимые мероприятия молодому оценщику трудно попасть с докладом – много «маститых» докладчиков, которым, конечно же, есть что сказать и чему научить. При этом зачастую молодые оценщики, имеющие методические наработки, или работающие над диссертацией по интересной теме, и хотели бы поделиться своими мыслями, но организаторы конференций этого не знают. То есть, просто некому продвигать молодежь, предоставлять им возможность заявить о себе. Бывает, что начальник не отпускает, потому что просто опасается, чтобы перспективного сотрудника не переманили в другую фирму. Зачастую на передний план выходит финансовая составляющая – семинар проводится в Москве или Нижнем Новгороде, а на дорогу нужно потратить месячную зарплату. А бывает просто неинтересно, потому что знают наперед, что на конференции произойдет «битва гигантов» по вопросам, настолько далеким от повседневной оценки, что вызовет элементарное непонимание у молодого поколения.

-Конечно, чтобы выступить в качестве докладчика, да еще в присутствии общепринятых авторитетов оценки, нужно иметь определенную смелость. Поэтому молодежь зачастую предпочитает общество сверстников, где можно, не стесняясь, общаться на одном языке и не бояться сказать что-то не то. Ну и как я уже говорила выше, нужно принять во внимание, что молодым специалистам необходимы конкретика и практические аспекты оценки. Исходя из этого, назрел вопрос о дифференциации мероприятий для разных поколений, с разным багажом знаний и опытом работы.

-Провокационный вопрос: Зачем лично Вам эти хлопоты с конкурсами и форумами? Оценщики же сразу начинают считать выгоду…

-Хочется сделать что-то полезное для оценочного сообщества, помочь тем, кто в этом нуждается, сделать нашу жизнь чуть-чуть лучше. Ведь оценка – это не только расчеты и компьютер, это еще и умные, талантливые люди, опыт зрелости и смелость молодости, выверенность прогнозов и авантюризм новых идей. Ведь не все в жизни измеряется деньгами…

-И потом, тот, кто работает с молодежью, - разговаривает с будущим!



Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: