17 марта состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

18 Марта 2015

17 марта 2015 года под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты обсудили Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования, которую представил руководитель Департамента государственного регулирования Министерства экономического развития РФ А.И.Херсонцев.

Вторым вопросом депутаты рассмотрели внесенный Мурманской областной Думой проект федерального закона № 690965-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в части формирования комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости).

Законопроектом предлагается экспертизу отчета об оценке проводить экспертом обязательно иной СРО оценщиков. Таким образом, первый пункт законопроекта создает правовую коллизию в статье 17.1 Закона с уже существующим абзацем 1 статьи 17.1 Закона при этом, не отменяя его.

Комитет считает, что установление такого механизма не в полной мере соотносится с принципами функционирования СРО оценщиков, предусматривающими имущественную ответственность членов данной СРО оценщиков за достоверность и соответствие отчета об оценке, как требованиям законодательства Российской Федерации, так и федеральным стандартам оценки. Ответственность обеспечивается за счет формируемого членами СРО средствами компенсационного фонда. В этой связи привлечение экспертов иной СРО нецелесообразно, поскольку они не связаны имущественной ответственностью с оценщиком, подготовившим такой отчет.

В ходе обсуждения проекта членами Комитета была сформирована позиция, что предложенные нормы не будут способствовать решению имеющихся проблем по устранению допущенных ошибок в отчетах.

Законопроектом также предлагается дополнительно включать в состав комиссии по оспариванию результатов кадастровой оценки представителей органов местного самоуправления.

Проектируемая часть пятая статьи 24.18 Закона нарушит объективность работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку орган местного самоуправления будет иметь возможность подавать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и одновременно участвовать в его рассмотрении в комиссии в качестве судьи, так как в соответствии частью первой статьи 24.18 Закона орган местного самоуправления уже наделен правом оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в упомянутой комиссии и в суде.

По итогам обсуждения Комитетом принято решение не поддерживать концепцию законопроекта.

Третьим вопросомповестки дня депутаты рассмотрели заключение Комитета по проектуфедерального закона № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 55 10 и 55 16 Градостроительного кодекса РФ (в части совершенствования порядка размещения средств компенсационного фонда СРО).Законопроектом предлагается внести в Градостроительный кодекс изменения в статьи 5510 и 5516, предусматривающие наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований к размещению и (или) инвестированию средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В настоящее время в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации определен механизм размещения, сохранения и умножения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, указан депозит.

В ходе обсуждения законопроекта отмечалось, что Комитет по вопросам собственности неоднократно в своих заключениях на различные законодательные инициативы по регулированию деятельности в строительной отрасли обращал внимание на рискованность такого размещения средств.

Имеются случаи потери всех или части размещенных средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в кредитных организациях, не отвечающих признакам надежности сохранения средств. Вместе с тем, депутатами уже отмечалось, что сами взносы в компенсационный фонд необоснованно завышены и являются препятствием для формирования саморегулируемых организаций из микро, малых и в ряде случаев средних участников рынка строительных услуг (работ).

Законопроектом предлагается размещать и инвертировать средства компенсационных фондов с учетом возможности исполнения саморегулируемой организацией солидарной ответственности по обязательствам своих членов саморегулируемых организаций в соответствии с установленными нормами Градостроительного кодекса. Предполагается обеспечивать такое исполнение в первую очередь за счет установления Правительством Российской Федерации минимальной доли средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размещенных на банковских счетах и (или) в банковские депозиты различной срочности в различных кредитных организациях, и во вторую очередь – за счет размещения средств на организованном рынке ценных бумаг разрешенных активов.

Депутатами концептуально поддерживается законопроект, поскольку он направлен на унификацию норм Градостроительного кодекса Российской Федерации с концепцией законодательства о саморегулировании.

Четвертым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели альтернативные законопроекты № 673939-6 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемых субъектами малого или среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен депутатами ГД В.В.Климовым, Е.Л.Николаевой) и № 687048-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемых субъектами малого или среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен депутатом ГД А.С.Старовойтовым).

В соответствии с действующей редакцией статьи 10 Федерального закона № 159-ФЗ срок его действия завершается 1 июля 2015 года. Кроме того, выкуп арендатором – субъектом малого или среднего предпринимательства недвижимого имущества, включенного в перечни недвижимого имущества, запрещенного к приватизации и предназначенного для передачи в аренду на льготных условиях субъектам малого либо среднего предпринимательства, возможен по заявлению арендатора при одновременном соблюдении двух условий:

1) указанный арендатор арендует такое имущество непрерывно в течение не менее чем 5 лет по состоянию на 1 сентября 2012 года;

2) арендуемое имущество включено в вышеупомянутый перечень в течение 5 и более лет до дня подачи заявления о его выкупе.

Законопроектом, внесенным депутатами ГД В.В.Климовым, Е.Л.Николаевой и другими депутатами ГД, предлагается продлить на 2 года – до 1 июля 2017 года срок действия Федерального закона № 159-ФЗ и изменить первое из вышеуказанных условий - установить, что для получения права выкупа арендатор должен арендовать указанное имущество в течение не менее чем 3 лет по состоянию на 1 марта 2014 года.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты поддержали его концепцию, поскольку она направлена на расширение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса. В частности, члены Комитета сочли обоснованным увеличение срока действия Федерального закона, позволяющее указанным категориям арендаторов реализовать право преимущественного выкупа арендуемых помещений.

Поддерживается также предложение о переносе с 1 сентября 2012 года на 1 марта 2014 года даты, до которой отсчитывается срок нахождения имущества в аренде у субъекта малого или среднего предпринимательства в случаях, когда такое имущество включено в перечень недвижимого имущества, запрещенного к приватизации и предназначенного для передачи в аренду субъектам малого либо среднего предпринимательства.

Участники обсуждения отметили, что при подготовке законопроекта ко второму чтению целесообразно исключить положение законопроекта о сокращении с 5 до 3 лет срока нахождения в указанном перечне аренде недвижимого имущества, по истечении которого оно может быть выкуплено арендатором. Дело в том, что согласно базовому Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя не только предоставление преимущественного права на выкуп арендованного имущества, но и права на предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях предпринимателям, которые осуществляют социально значимые виды экономической деятельности. Основной целью формирования перечней недвижимого имущества, запрещенного к приватизации и предназначенного для передачи в аренду субъектам малого или среднего предпринимательства, является оказание имущественной поддержки вновь зарегистрированным малым и средним предпринимателям, а также действующим предпринимателям, не имеющим финансовой возможности или желания выкупать арендуемые помещения. Таким предпринимателям помещения передаются в аренду по сниженной ставке арендной платы.

Необходимо учесть, что в условиях резко подорожавших кредитов и снижения рентабельности основных видов предпринимательской деятельности, возможности арендаторов по выкупу помещений существенно снизились.

Таким образом, значительная часть как действующих, так и новых малых и средних предпринимателей заинтересована в сохранении возможностей аренды по льготным ставкам, а не в выкупе.

Альтернативным законопроектом депутата ГД А.В.Старовойтова предусматривается продлить на 1 год – до 1 июля 2016 года срок действия Федерального закона о выкупе арендованного имущества. Иных норм в этом законопроекте нет, поэтому проект В.В.Климова, Е.Л.Николаевой и других депутатов ГД позволяет создать более благоприятные для субъектов малого и среднего предпринимательства условия выкупа арендованного имущества.

Комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект В.В.Климова, Е.Л.Николаевой и других депутатов ГД в первом чтении и отклонить законопроект, внесенный депутатом ГД А.В.Старовойтовым. 


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: