В Перми ожидают роста банкротств и нарушений договорных обязательств

24 Марта 2015

Положение дел в экономике, качество правового регулирования, судопроизводства и наличие правоприменительной практики - эти факторы влияют на количество и объемы арбитражных дел. Там, где результат судебного разбирательства предсказуем, стороны часто принимают решение обойтись без него, чтобы не тратить время и избежать судебных издержек. Хотя, как показывает практика Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, нередки и случаи, когда в арбитраж обращаются не в поисках справедливости, а только для того, чтобы оттянуть исполнение своих обязательств. 

Фото Алексея Сергеева

В Семнадцатом арбитражном апелляционном суде подвели итоги деятельности в 2014 году. Председатель суда Виктор Цодикович рассказал о поступивших в минувшем году апелляционных жалобах и рассмотренных шестью судебными составами делах, о растущей нагрузке на судей, об основных категориях споров.

– Объективная реальность такова, что количество экономических споров, которые рассматривают арбитражные суды, неуклонно увеличивается, – отмечает Виктор Цодикович. – И 2014 год не стал исключением. За год в суд поступило почти 23,5 тысячи апелляционных жалоб – на 6,7% больше, чем годом раньше. Дела в основном крупные, нередко требования исчисляются в миллиардах. А дела на миллионы рублей для нас уже среднестатистические. При этом с момента образования нашего суда штатная численность судей не изменилась, и нагрузка на них только возрастает. В прошлом году она фактически составила 62 дела на судью в месяц. Мы понимаем, что возможности для экстенсивного развития судебной системы давно исчерпаны. Значит, нужно искать резервы. А они заключаются в процедурах. Полагаем, что для разрешения особо сложных и трудоемких дел, которые затрагивают интересы огромного количества людей, и споров, где нет особых правовых сложностей, должны существовать разные процедуры.

С 2013 года в работу апелляционных судов активно внедряется упрощенное судопроизводство, и по этой категории дел наблюдается рост. В Семнадцатом арбитражном апелляционном суде это воспринимают как позитивный фактор. В судах первой инстанции такие дела рассматриваются вообще без участия сторон. Правда, тем больше желание участников процесса высказаться в апелляционной инстанции. Но плюс в том, что здесь такие дела рассматриваются не коллегиальным составом из трех судей, как основная масса дел, а судьями единолично.

– Конечно, не хотелось бы превращать судебную деятельность в конвейер, – говорит Виктор Цодикович. – Но это все же меньшее зло, чем затягивание процесса. Ведь мы имеем дело с отношениями в сфере экономики. Судебные процедуры и так позволяют отсрочить исполнение обязательств. А если мы еще будем увеличивать сроки рассмотрения дел, то будем объективно работать на пользу неправых интересов. И без того десятая часть жалоб возвращается. Причины возвратов разные – документы недооформлены, не подписаны, не оплачена госпошлина, то есть имеются существенные нарушения требований АПК РФ, которые не позволяют принять эти жалобы к производству. И причина тут не в правовой неграмотности. Я вижу здесь попытку отсрочить исполнение обязательств. К сожалению, действующий механизм оставляет такие лазейки.

Проблема чрезмерной нагрузки на судей, конечно, характерна не только для Перми. Не случайно одним из первых Постановлений Пленума нового Верховного Суда РФ было внести в Госдуму законопроект о введении в арбитражный процесс претензионного порядка и приказного производства, которое давно и успешно функционирует в судах общей юрисдикции, и о дальнейшем развитии упрощенного судопроизводства.

Претензионный порядок в арбитражной системе раньше существовал, – напоминает председатель Семнадцатого арбитражного апелляционного суда. – И в то время нагрузка в арбитражных судах была меньше. После внесения в 1995 году изменений в АПК претензионный порядок отменен, вследствие чего количество дел увеличилось в 6-7 раз, в отдельные годы в 8 раз. До четверти дел в арбитражных судах прекращается – а на них затрачено время, ресурсы. Они вполне могли бы быть прекращены на досудебной стадии.

Ведь информация о том, что к юридическому лицу имеется претензия, начинает работать с момента получения копии искового заявления. И не обязательно, чтобы в разрешении спора в дальнейшем участвовал суд. Тем более – если стороны смогли договориться сами, без участия суда, без дополнительных издержек, у них остается больше шансов сохранить нормальные деловые отношения.

В разрезе регионов  и категорий

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами Пермского края, Свердловской области и Удмуртской Республики.

На сегодняшний день преобладают дела арбитражного суда Свердловской области – почти 53%, что отчасти связано с развитием экономики.

В Удмуртии, откуда поступает 17% дел, растет число административных споров, например, связанных с содержанием территорий. В данном субъекте в этой сфере установлены очень высокие штрафы, и юрлица, естественно, пытаются оспорить такие санкции.

Все категории споров распределены между шестью составами суда, у каждого состава есть своя специализация: 1-й состав – корпоративные споры и споры о собственности, 2-й состав – споры о земле, 3-й – о банкротстве, 4-й занимается коммунальными спорами, действуют также налоговый и административный составы, 5-й и 6-й соответственно.

– Часть категорий дел идет на убыль, по каким-то делам мы наблюдаем устойчивый рост, – комментирует Виктор Цодикович. – В 2014 году больше всего было споров, вытекающих из договорных обязательств, таких дел рассмотрено 7 тысяч. Причины разные: например, обязательства выполнены, а оплата не поступает. Или наоборот – предоплата получена, а работы не производятся.

Самый большой рост – на 66,6% за 2014 год наблюдался по делам, связанным с применением законодательства о земле. Это связано с изменениями в кадастровой оценке земельных участков. Нередко новая кадастровая стоимость земли превышает прежде установленную в десятки раз.

– Сложность еще в том, что комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии принимают решения о корректировке только в единичных случаях, – говорит Виктор Цодикович. – Так что остается только один путь – в арбитражные суды. При этом более объективная кадастровая стоимость земельного участка начинает действовать только после вступления в силу судебного акта. Иными словами, тут имеется большая доля лукавства.

Любая недоурегулированность отношений, любые противоречия в законодательстве являются провоцирующим фактором и заканчиваются взрывом судебных споров, считает Виктор Цодикович:

– Если сравнить нашу судебную статистику со статистикой других стран, то наше общество отличается высокой степенью конфликтности. Но это проблема не самого общества, а качества правового регулирования. Напомню, в 2014 году у нас в стране был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ и создан единый Верховный Суд РФ. Сейчас высшей инстанцией для арбитражных судов является экономическая коллегия нового Верховного Суда. Ее возможности по выработке единых правовых подходов ниже, потому что в ней меньше судей. Тем не менее, коллегия работает активно, мы следим за всеми делами, которые она рассматривает. Потому что важно единообразие судебной практики. Судебное решение должно быть предсказуемо.

По некоторым категориям дел в прошлом году отмечено снижение – например, по делам о банкротстве. Но только количественное. Сами дела стали намного объемнее и сложнее. А вот число споров, связанных с исполнением налогового законодательства, снижается уже 5 лет, отмечает Виктор Цодикович:

– Это позитивный и очень ценный опыт. Было время, когда количество налоговых споров только росло, когда были споры ни о чем. Сама система была заточена так, что разрешить спор можно было только в судебном порядке. Но когда мы начали взыскивать с налоговых органов как с участников процесса судебные расходы, это было воспринято достаточно болезненно. И в результате ФНС сама занялась этой проблемой. Была организована внутренняя апелляция, и сэтого момента количество налоговых споров в арбитражных судах начало последовательно снижаться, с 2005 по 2013 год – более чем в 4 раза. Сейчас процент ниже, но количество дел продолжает идти на убыль. Это пример государственного подхода.Хотелось бы, чтобы и другие ведомства пошли по этому пути.

Прогноз – кризисный

Учитывая экономическую ситуацию, в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде ожидают в текущем году роста споров в сфере договорных отношений. Ничего нового тут нет – в кризис всегда обостряется проблема неплатежей. И статистика 2015 года показывает, что процесс уже пошел, – хотя сейчас еще рассматриваются дела, прошедшие первую инстанцию в 2014-м. А рост споров о невыполненных обязательствах, в свою очередь, провоцирует увеличение числа дел о банкротстве.

Пока неясно, как скажется на работе арбитражных судов недавно принятый Закон о банкротстве физических лиц. В действующей редакции Закона такие дела отнесены к функционалу судов общей юрисдикции. И начать рассмотрение таких дел суды должны уже с июля 2015 года.

– Когда решалась судьба Высшего Арбитражного Суда, в то же время обсуждался законопроект о банкротстве физлиц, – напоминает Виктор Цодикович. – Тогда арбитражные суды говорили о том, что такие дела должны рассматриваться именно в арбитраже, – законодательство о банкротстве сложное и комплексное, важно не создавать разную практику, оставаться в рамках единого подхода. Верховный суд настаивал на том, что речь идет не об экономической деятельности, а о гражданах. И система арбитража не так разветвлена – районных судов в ней не имеется. Законодатель отдал предпочтение аргументу, что надо быть ближе к людям. Причем в законе было предусмотрено дополнительное количество судей. Но до вступления закона в силу – считанные месяцы, а подготовка дополнительных кадров – дело долгое. Помимо подбора людей и обучения, есть еще процедура назначения судей. Получается как минимум год. И в этой ситуации последний Пленум Верховного Суда РФ вдруг ставит вопрос об изменении законодательства и передаче дел о банкротстве физлиц арбитражным судам… Все это очень сложно. Но если будет закон – будем искать возможность его исполнения.Хотя вопросы доступности коммуникации далеко не надуманные: ведь арбитражные суды существуют только в областных и краевых центрах. Но эта проблема, конечно, менее значима, чем сам по себе Закон о банкротстве физических лиц. 


Источник


Региональное отделение:  Пермское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: