Александр Локтионов о круглом столе (семинаре) «Оценка судов и плавсредств в условиях кризиса», 15 мая 2015 г., Севастополь.19 Мая 2015 15 мая 2015 г. в рамках XIII Международной конференции РОО в Севастополе в здании Морского регистра состоялся Круглый стол «Оценка судов и плавсредств в условиях кризиса».
Ведущий - Локтионов Александр Никитович, член Экспертного совета РОО, член Дисциплинарного комитета РОО, сертифицированный РОО оценщик машин и оборудования (судов и плавучих средств), зам. генерального директора ООО «Городской центр оценки», г. Санкт Петербург.
Предлагаем вашему вниманию краткий отчет о мероприятии, представленный Локтионовым А.Н. Основные цели и задачи мероприятия были поставлены в рамках адаптации рынка оценочных услуг Крыма: - Изменения в законодательстве РФ, ФСО; - Методическое равенство и единство на всей территории РФ; - Развитие достижений в области оценки судов и плавсредств; - Сертификация – как способ повышения уровня профессиональной подготовки. О составе участников: изначально на мероприятие записалось около 40 человек, фактически принимали участие около 20 человек. Было несколько оценщиков от других СРО (СМАО, Экспертный совет, Кадастр-оценка), несколько участников, не состоящих в СРО оценщиков. С сожалением отмечу, что было мало представителей крымских оценщиков - членов СРО РОО (из 33 – 2 человека), хотя проблемы существуют, о чем говорят отрицательные экспертизы по судам. Были кратко рассмотрены вопросы адаптации региональной оценки судов, некоторые направления получения исходной информации по первичному рынку и вторичному рынку; об административных контактах с морским и речным регистром судов по техническому состоянию объектов оценки; о формировании контрактной цены строительства судов и кораблей; как использовать эту информацию и как проверять достоверность этой информации. Была попытка разобрать особенности российской оценки судов и плавсредств и типичные ошибки оценщика. Рассмотрена история существующих и планируемых к созданию методик по оценке рыночной стоимости объектов инфраструктуры морских портов и оценке рыночной стоимости арендной платы за их использование (рыночная стоимость имущественных прав пользования по договору аренды). Была отмечена различная политика Заказчиков и монополистов в отношении оценщиков судов. Некоторые осуществляют прямое давление как на результаты оценки, так и на применение подходов оценки, а некоторые, наоборот, готовят Методики для своих сотрудников (положительный пример Сбербанка), которые устанавливают легитимные правила взаимодействия с оценщиками. Кроме того, Сбербанк проводит эту образовательную политику на международных конференциях с привлечением высокого уровня консультантов. Докладчик затронул ряд вопросов методологического характера всех подходов оценки (прибыль предпринимателя, экономический износ в условиях кризиса, порядок и правила выбора аналогов на монополистическом, олигополистическом рынке и рынке чистой монополии и др.). Отдельно остановился на гармонизации терминологий и понятий: идентичные, однородные товары в Кодексах и прочих нормативных документах РФ и существование в наших стандартах понятия «схожих» товаров. При определении ценообразующих факторов судов как сложных технических систем необходимо пользоваться рекомендациями Ковалева Анатолия Павловича, не усложнять этот процесс и не увеличивать их количество более 4, так как в противном случае это может привести к двойному счету. При использовании в качестве ЦОФ и единиц сравнения «измерителей» судов требуется полное и качественное описание как объекта оценки, так и аналогов. Как влияет на точность определения износов принятый нормативный срок службы судов и можно ли использовать документы советских времен в вопросах определения затрат на ТО и Р. Докладчик настаивал на проведении оценки судов в условиях кризиса тремя подходами с периодом прогнозирования до конца срока службы, и на том, чтобы расчет производить в национальной валюте, в долларах США - проверочно. Внимательно следует относиться в этом случае к ставке дисконтирования. Отмечено некоторое повышение требований к сертификации оценщиков – на письменном экзамене выделяется больше времени и объект оценки выбирается из случайной выборки любого морского порта РФ, оценка производится 3 подходами. В процессе обсуждения тематики круглого стола была отмечена активность представителей других СРО (Дмитрий Мисюра – СМАО – ТПП Калининград, Станислав Черкашин – «Экспертный Совет»), Представитель «Альфа-Лизинг» - Левин Алексей – Отдел по работе с имуществом. Представители Феодосии – Волков Д.В. - начальник Договорного отдела ГУП РК «КМП» «Феодосийский торговый порт» и др.) Вопросы задавали наши давние болгарские друзья Димитров Д.В. и Данговски С.Т. (на фото в верхнем ряду). Крымские специалисты задали вопрос о нестыковке правовой и методологической составляющей по судам (недвижимое имущество по ГК и движимое по ОКОФ), и о том, как оформлять договора аренды. Были вопросы о разном уровне стоимости услуг в разных регионах и высоких в столицах. Некоторый спор возник о том, как оценивать яхты доходным подходом. Есть ли экономический износ при оценке судов прибрежного плавания и гидротехнических сооружений в Крыму в условиях спада грузоперевалки и пассажиропотока и т.д. Романенко Оксана и Романов Михаил приняли участие в обсуждении внимательного и критичного применения цен закупок на примере строительства передаточного дока для «Северной кузницы». Поднят вопрос о точности оценки, определении классов точности экономических измерений и стоимости услуг в связи с предложениями Г.Е. Эдельгауза и зарубежным опытом по классам точности. Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на имеющееся положительные тенденции в этом секторе оценки, есть над чем работать! Только в постоянных контактах и хорошем диалоге можно двигать оценку этого сектора услуг в плане повышения качества. Давайте обмениваться положительным опытом оценки в Украине, России и Болгарии. С уважением, А.Локтионов, 18.05.2015 Региональное отделение: Севастопольское региональное сообщество Вернуться к списку новостей |
|