Оценка выше среднего

6 Июня 2016

На российском рынке оценки в прошлом году произошло знаковое событие: были приняты профессиональные стандарты. Участники рынка надеются, что эта мера хотя бы в некоторой степени позволит бороться с демпингом.

До сих пор оценщики утверждали, что в кризис страдают меньше других консультантов. Логика следующая: в спокойные времена они зарабатывают на заказах, связанных с развитием бизнеса клиентов, в кризисные — на банкротствах.

В этот раз, похоже, модель безбедного существования начала давать сбои, и это несмотря на стабильный и даже растущий физический объем заказов. Причина проста: падение цен.

«Во многих сегментах сохранился устойчивый спрос на оценку, прежде всего в корпоративном, — говорит партнер «Бейкер Тилли Россия» Александр Иванов. — И этот спрос не позволяет говорить о стагнации рынка оценочных услуг в 2016 году в целом по отрасли. Но кажется, что уже нельзя представить рынок оценки без демпинга. Так, в начале 2016 года были выставлены около двух десятков предложений со стартовой ценой от 5 млн до 35 млн руб. Итоги печальны: средняя скидка к стартовой цене, предложенной победителем, составила 85%. Никакая экономика при таких ценах не работает, оценщики сами разрушают свой рынок».

В целом в 2015 году был рост физических объемов рынка, соглашается с коллегой его тезка, заместитель гендиректора ГК «Нексиа Пачоли» Александр Иванов. Однако делает важное уточнение: «Но не было роста выручки оценщиков, поскольку происходит снижение стоимости работ из-за конкуренции. Если смотреть по итогам конкурсов, видно, что даже у крупных компаний-оценщиков наблюдается резкое падение цен — я лично видел даже падение в десять раз от стартовой цены. То есть все борются за клиента».

Компании нередко выполняют первые проекты «в ноль», чтобы получить платежеспособного клиента и в дальнейшем зарабатывать на объеме услуг, предлагая сопутствующие консалтинговые продукты, отмечает партнер практики «Оценка» консалтинговой группы «НЭО Центр» Алексей Колганов.

Ценовой политикой дело не ограничивается — у заказчиков есть и другие способы надавить на подрядчиков. «При выборе клиентом оценщика помимо стоимости рассматривается еще стопроцентная постоплата, возможность рассрочки платежа на 60–90 дней, включение в стоимость всех сопутствующих расходов, бесплатной переоценки в течение года, включение в стоимость экспертизы отчета в СРО [саморегулируемых организациях]», — добавляет Алексей Колганов.

Некоторые участники рынка надеются, что ситуацию с демпингом помогут исправить принятые в середине прошлого года новые правила регулирования рынка оценки. В частности, был введен профессиональный стандарт оценщика, создан совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития, разработаны и приняты новые федеральные стандарты оценки. Стать оценщиком сейчас очень легко, никаких требований для «входа в профессию» нет, поясняет Александр Иванов из «Нексиа Пачоли»: «Я видел программы вузов: 258 часов обучения — и люди становятся оценщиками. Отсюда переизбыток оценщиков на рынке, демпинг. Поэтому и важен профстандарт, где прописаны требования к специалистам, к их образованию. Я надеюсь, что в условиях тендеров, по крайней мере в рамках госзаказа, появятся требования к команде оценщиков в соответствии с профессиональным стандартом, что позволит сравнивать предложения разных компаний по уровню их квалификации, а не только по ценовым критериям».

Впрочем, новые правила игры уже приводят к увеличению цен. Правда, не всегда дополнительные доходы идут в карман оценщиков. «Как и ожидалось, после внесения в законодательство об оценочной деятельности изменений, связанных с проведением экспертизы отчетов об оценке, большинство тендеров на оценку, проводимых не только государственными корпорациями, но и крупными компаниями, содержат требование предоставления вместе с отчетом об оценке экспертизы СРО, — говорит Александр Иванов из «Бейкер Тилли Россия». — Фактически в этом сегменте произошло сращивание двух продуктов — отчета и экспертизы — в один: отчет плюс экспертиза. Де-факто в тендерах участвуют не оценочные компании, а консорциумы — оценочные компании вместе со СРО. Проведение экспертизы увеличивает стоимость и сроки проведения оценочных работ. Для всех СРО проведение экспертизы стало отдельным бизнес-кейсом, и, как правило, доходы от экспертизы — ключевая статья бюджета СРО».

Надеются российские оценщики и на иные формы административной поддержки. «Для российских компаний можно отметить в качестве плюса ограничения и даже в некоторых случаях запрет госкомпаниям на работу с международными консультантами и необходимость выбора «отечественного аналога» в аудите и оценке, своего рода импортозамещение», — замечает Алексей Колганов. 


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: