Бизнес предлагает поменять формат пояснительных записок к законопроектам, Минюст РФ поддерживает10 Марта 2017 Москва. 9 марта. ИНТЕРФАКС - Минюст РФ поддержал предложения бизнес-объединений по установлению четких требований к пояснительным запискам к законопроектам, сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, "Деловая Россия" и "Опора России" направили в правительство свои предложения по реформированию контрольно-надзорной деятельности и снижению административной нагрузки на бизнес в феврале. Часть этих предложений поддержал Минюст. Например, предложение об установлении четких требований к пояснительной записке. Сейчас в большинстве случаев в пояснительной записке к законопроекту есть только краткий перечень проектируемых изменений, но нет пояснения, какие проблемы решает законопроект и каким образом это будет происходить, какие у него цели и задачи. По мнению Минюста, это затрудняет правовую экспертизу проекта, поэтому ведомство предлагает добавить в пояснительные записки к законопроектам несколько обязательных требований. Нужно, чтобы в них были цели и задачи проекта, описание проблемы, ссылки на судебную и правоприменительную практику, обоснование каждого изменения и преимущества предлагаемого решения. Опционно документ может содержать также иностранный опыт решения подобных проблем, статистику и научное обоснование. Также бизнес предлагает распространить процедуру, похожую на оценку регулирующего воздействия (ОРВ), на поправки, вносимые при втором чтении законопроектов. Процедура ОРВ предполагает экспертную оценку законопроектов правительства, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Сейчас по регламенту правительства, если в правительство из Госдумы поступают предложения о проведении ОРВ законопроектов (например, в области контроля и надзора, взимания общеобязательных платежей и привлечения к публично-правовой ответственности), правительство принимает решение о возможности такой оценки, пояснил источник. Предложение о введении принципа one in - two out (при введении нового требования к предпринимателям нужно отменять два старых) прорабатывается в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, отмечает собеседник агентства. По его словам, Минюст разработал проект предложений по снижению количества обязательных требований в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности, в котором есть механизм реализации этих предложений. Бизнес часто жалуется на злоупотребления со стороны контролирующих органов. Чтобы этого избежать, предприниматели предлагают усилить ответственность проверяющих и ограничить максимальное число плановых проверок (две проверки в год, один проверяющий орган - одна проверка раз в три года). В частности, бизнес предлагает убрать из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) такое наказание для проверяющих, как предупреждение, и расширить перечень грубых нарушений (проведение безосновательной проверки, проверки без согласования с прокуратурой, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок). Кроме того, бизнес предлагает внести в КоАП административную ответственность за незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий. Эти предложения не вызывают концептуальных возражений, но необходимо учитывать, что любое изменение законодательства должно быть достаточно обосновано, считают в Минюсте. Еще одно предложение бизнеса касается дифференциации размера административных штрафов в зависимости от категории субъекта предпринимательства, в частности, установление троекратной разницы максимального размера штрафа для субъектов малого бизнеса по сравнению с максимальными штрафами для других компаний. При проработке этого предложения нужно учитывать, что поправки в КоАП, принятые в июле 2016 года, ввели такое наказание, как предупреждение для малого и среднего бизнеса, указывают в Минюсте. Кроме того, напоминает Минюст, санкции второго раздела КоАП, как правило, предусматривают дифференцированные размеры административных штрафов для ИП и юрлиц, что позволяет назначать справедливое наказание, в том числе с учетом имущественного и финансового положения нарушителя. Для ИП, которые, как правило, являются субъектами малого бизнеса, предусмотрены в разы меньшие административные штрафы, чем для юрлиц, отмечает собеседник агентства. Минюст выступил против идеи отнести абсолютно все уголовные дела о преступлениях в сфере экономической деятельности к делам частного или частно-публичного обвинения. Производство по делам частного обвинения существенно отличается от общего порядка судебного разбирательства из-за специфики составов преступлений таких дел, указывает источник. Степень их общественной опасности зависит от субъективного отношения потерпевшего к тому, что произошло, и от него зависит, будет ли уголовное преследование, отмечает он. Кроме того, как правило, дела частного и частно-публичного обвинения затрагивают интересы определенного круга лиц и не обладают высокой степенью общественной опасности, поясняет собеседник агентства позицию ведомства. Один из самых чувствительных вопросов для бизнеса - это проблема оспаривания кадастровой оценки. Закон "О государственной кадастровой оценке" вступил в силу 3 июля 2016 года. Параллельно с этим Госдума приняла закон, вводящий мораторий на изменение кадастровой стоимости при взимании платы за землю (процент от кадастровой стоимости) во всех ее возможных формах. С 2017 до 2020 года проводить новую кадастровую оценку нельзя, в этот период будет применяться кадастровая оценка, которая действовала на 1 января 2014 года. Если на начало 2014 года кадастровая оценка не была проведена, то нужно применять результаты оценки, утвержденные с 2014 до конца 2016 года. Однако в конце ноября прошлого года Госдума в третьем чтении приняла закон, позволяющий региональным властям отменять мораторий на пересмотр кадастровой оценки, используемой при расчете налогов на имущество. За 2016 год число заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, по данным в комиссии при Росреестре, выросло на 85% по сравнению с 2015 годом. По данным на конец января 2017 года, всего было рассмотрено 48,6 тыс. заявлений в отношении 102,6 тыс. объектов (в основном земельные участки - более 80% объектов). Тем не менее, по мнению Минюста, совершенствование правового регулирования порядка определения кадастровой стоимости недвижимости по предложениям бизнеса сейчас неактуально. Ведомство указывает на мораторий до 2020 года и действующие нормы. Так, государственная кадастровая оценка, начатая до 1 января 2017 года, проходит по старому закону. Сейчас ст. 24.18 закона об оценочной деятельности и ст. 20 закона о государственной кадастровой оценке регулируют процедуру оспаривания кадастровой стоимости недвижимости, а результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров или суде, говорит собеседник агентства. Вернуться к списку новостей |
|