Депутаты хотят увеличить поступления земельного налога в местные бюджеты16 Января 2013 Минфин согласен позволить муниципалитетам установить высокие ставки налога для участков, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту Депутаты решили помочь муниципалитетам увеличить поступления налогов в местные бюджеты. Во внесенных на рассмотрение Госдумы поправках к статье 394 части второй Налогового кодекса законодатели предлагают разрешить органам местного самоуправления повышать ставки земельного налога в отношении тех участков, виды разрешенного использования которых по каким-то причинам не соответствуют градостроительному регламенту. Ситуация, когда земля используется не по назначению, типична для российских городов, поэтому многим собственникам придется готовиться к повышению сборов земельного налога в рамках, установленных Налоговым кодексом, предупреждают юристы. Минфин концептуально не против: такое заключение и свои рекомендации опубликовало министерство на своем сайте. Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налог является местным. Это означает, что ставки налога в каждом регионе свои, их определяют муниципалитеты. Все средства от налогов поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок. Сейчас ставки земельного налога колеблются в пределах от 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости земли и зависят от категории и вида разрешенного использования участка. Налоговая база по земельному налогу определяется по кадастровой стоимости земельных участков. По мнению разработчиков законопроекта (члены фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева, Наталья Петухова, Дмитрий Ушаков), в населенных пунктах страны нередка такая ситуация, когда зафиксированные в земельно-кадастровой документации виды разрешенного использования земельных участков не соответствуют градостроительному регламенту, установленному в Правилах землепользования и застройки. На практике это приводит, например, к тому, что земли, отнесенные Генпланом к зонам жилой и общественно-деловой застройки, используются под размещение промышленных и складских объектов и т.д. Градостроительный кодекс России это позволяет: сроки приведения видов разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом не установлены, и использовать не по назначению эту землю можно бесконечно. «Это делает Генеральный план практически неисполнимым документом», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В качестве примера депутаты приводят ситуацию в Санкт-Петербурге, где из адресного перечня в несколько сот объектов городу удалось перебазировать лишь пять. В таких условиях нужно применять экономические рычаги, чтобы владельцам земельных участков самим было выгодно решать эту ситуацию, иначе муниципалитеты будут на них зарабатывать, считают разработчики документа. Для этого депутаты предлагают дифференцировать налоговые ставки не только в зависимости от категорий и видов разрешенного использования земель, но и в зависимости от территориальных зон и позволить взимать высокие ставки налога с тех земель, по которым есть противоречия в документации. «Ситуация, когда вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительному регламенту, не противоречит Градостроительному кодексу и типична для российских городов. Законодатели хотят извлечь выгоду для местных бюджетов, основанную на данном противоречии в законодательных актах. Поэтому многочисленным собственникам такой земли в случае принятия законопроекта стоит готовиться к возможному повышению ставок в пределах, установленных Налоговым кодексом (максимальная ставка сейчас 1,5%)», — говорит юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Елена Кудряшова. Вид разрешенного использования земельного участка можно изменить, и собственники могут инициировать этот процесс, чтобы платить меньший налог, однако существует опасение, что местные власти в этом будут заинтересованы. В Минфине концептуально поддерживают законопроект, однако напоминают, что поставленные законодателями цели не могут быть достигнуты путем внесения изменений только в Налоговый кодекс, говорится в заключении министерства. По состоянию на 15 января 2012 г. законопроект внесен в Госдуму, дата первого чтения еще не определена. Источник: Ведомости Вернуться к списку новостей |
|