Объем средств федерального бюджета, необходимый для выполнения национального проекта "Жилье и городская среда", составит более 600 млрд рублей, однако эти средства станут катализатором изменений при условии софинансирования со стороны регионов и бизнеса. О том, какие еще изменения ждут жилищную отрасль в ближайшее время, министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев рассказал в интервью ТАСС на полях Восточного экономического форума.
— Владимир Владимирович, рады, что вы начали общение с прессой на Восточном экономическом форуме со стенда ТАСС, и хотелось бы начать с вопроса по следам президиума Госсовета, где вы заявили, что до 1 января 2019 года будет готова новая методика оценки рыночной стоимости жилья, которую проводит Минстрой России для бюджетных расчетов. С чем связана необходимость пересмотра?
— Мы за последнее время получили огромное количество обращений субъектов Российской Федерации по этому вопросу, да и по своему опыту работы губернатором могу сказать, что квадратный метр был недооценен. Этот вопрос рассматривался буквально две недели назад на совещании с вице-премьером Виталием Мутко, и было принято решение пересмотреть методику. Мы уже начали работать, и наша задача — получить ее к 1 января 2019 года.
— Есть ли понимание, насколько может вырасти оценочная стоимость квадратного метра в России по новой формуле?
— Не будем делать никаких прогнозов, потому что методика будет непростая. Ее нужно сделать приближенной к реальности рынка, но при этом цена должна быть обоснованной.
— Можно ли сказать, что после того, как методика будет разработана, регионы смогут более эффективно выполнять бюджетные жилищные программы?
— На сегодняшний день регион на определенную программу получает определенное количество денег — назовем его X, которое распределяется между определенным количеством людей. Объем государственной поддержки формируется из расчета цены квадратного метра — назовем ее Y.
Даже если цифра Y вырастет — цифра X больше не станет. То есть за методикой деньги автоматически не придут. Увеличение цены квадратного метра в конечном итоге приведет к тому, что количество людей, получающих эту поддержку, уменьшится. Но расчеты будут более правильными.
На данный момент у нас есть неверная оценка поддержки, которую получают люди. Например, сегодня при сносе или строительстве нового жилья мы рассчитываем стоимость квадратного метра и уже сразу понимаем, что расчеты неверны, потому что в реальности на рынке такое жилье стоит гораздо дороже. Конечно, нужно, чтобы, принимая то или иное управленческое решение, мы мыслили правильными цифрами — вот в этом смысл методики.
— Возвращаюсь к президиуму Госсовета — выступая, вы упомянули про предложение министерства по субсидированию инфраструктуры для застройщиков в рамках проекта "Жилье и городская среда". Будет ли эта поддержка доступна только для малых городов, или девелоперы из мегаполисов тоже смогут ее получить?
— В Москве и в Московской области разница между себестоимостью и конечной ценой достаточно приличная, поэтому у девелоперов есть возможность строить социальную инфраструктуру, и то в последнее время речь зашла о том, что их финансовые модели уже не тянут эту историю. А в большинстве регионов компании, которые занимаются жилищным строительством, уж точно далеко не всегда могут потянуть социальную инфраструктуру. Обеспечить площадку коммунальной инфраструктурой стоит недешево, как и подключение к сетям.
Поэтому мы не только оставили в нацпроекте один из главных инструментов господдержки жилищного строительства на данный момент — строительство социальной инфраструктуры (детские сады, школы, дороги внутри микрорайонов), но и рассматриваем еще один ее вид. Это поддержка строительства коммунальной инфраструктуры в новых микрорайонах, именно об этом я вчера и докладывал президенту. О необходимости такой поддержки говорят все — главы субъектов, мэры городов, сами строители.
— Есть ли уже договоренности с пилотными участниками, которые смогут воспользоваться такой мерой поддержки, и если да, то в каких регионах?
— Я бы не стал выделять пилотные регионы, потому что в принципе все субъекты изъявили желание получить такой вид поддержки. Тем более мы изменения в правила еще не внесли, предстоит техническая работа. Но в целом мы хотим, чтобы это касалось всех 85 субъектов без исключения.
— Какой объем средств заложен в нацпроект на поддержку строительства инфраструктуры?
— Мы еще продолжаем консультации и не хотим давать оценку отдельным цифрам, которые заложены в национальном проекте "Жилье и городская среда". У нас еще идет обсуждение того, сколько национальный проект в целом должен получить федеральной поддержки. Скажу так — эта цифра более 600 млрд рублей на весь нацпроект на шесть лет.
— Насколько этот объем, на ваш взгляд, отвечает задаче нацпроекта?
— Если мы разделим эту сумму на 85 субъектов Российской Федерации, я бы не сказал, что она очень большая. Главное, чтобы эти средства были потрачены эффективно и чтобы к этим средствам добавились возможности регионов и, естественно, внебюджетные источники — средства самих застройщиков. Тогда в совокупности мы, наверное, можем говорить о том, что эти деньги сыграют роль серьезного катализатора, который поможет нам решить ту задачу, которая поставлена в указе президента. Напомню, мы должны получить в конце этого процесса 120 млн кв. м жилья к 2024 году.
— Есть ли решение для того, чтобы весь этот рост объемов жилого строительства не пришелся только на Московский регион и Санкт-Петербург, а все-таки распределился равномерно в целом по стране?
— Доля Москвы и Московской области не такая большая, чтобы говорить о том, что за счет них мы сможем решить эту задачу. Такой цифры можно достичь, только если к решению поставленной задачи подключатся все регионы. Мы сейчас готовим региональную часть нашего национального проекта, сроки у нас еще не подошли, поэтому я бы не хотел раньше времени давать оценку того, сколько нового жилья придется на столицы. Когда мы сможем публично сказать о том, что паспорт нацпроекта готов, тогда и сможем рассказать, как мы эти 120 млн кв. м жилья к 2024 году видим на карте страны.
— И все же среди механизмов стимулирования жилищного строительства в нацпроекте есть какие-то специальные предложения для малых и средних городов?
— Наша главная задача — независимо от того, большой это город или малый, — двигаться вперед. Причем нужно говорить не только о количестве квадратных метров. В нацпроекте еще много мероприятий, направленных на то, чтобы наша строительная отрасль изменила свое лицо: это и новые технологии, и создание новых сводов правил или их актуализация там, где это необходимо. Есть подраздел, который посвящен строительным материалам — мы будем отрабатывать данное направление вместе с Минпромторгом.
Может, жестко скажу, мы не хотим делить муниципальные образования на первосортные и второсортные. Мы хотим, чтобы независимо от того, какое количество людей проживает в том или ином муниципалитете, жилье там было современным, красивым, чтобы внутри районов, где будут строиться дома, были хорошие дворы — удобные для всех, не только для автомобилистов, но и для молодых мам, которые спокойно могли бы выйти погулять, совершенно не переживая, каким воздухом будет дышать их ребенок. Мы будем поддерживать муниципалитеты независимо от количества проживающих.
— А будет ли вводиться при обновлении строительных норм и правил специальный норматив по обязательному строительству дворов без машин?
— Такого норматива на данный момент не предусмотрено. Что касается той нормативной базы, за которую отвечает Минстрой, когда мы рассматривали нормативы по парковкам и благоустройству, то приняли решение, что мы будем уделять внимание тому, чтобы количество парковочных мест соответствовало не только количеству квартир в жилом доме, но и качеству окружающей среды. Ведь когда внутри двора дома на 300 квартир стоит 300 машин, согласитесь, говорить о качестве городской среды не приходится. Поэтому мы будем уделять этому вопросу самое пристальное внимание.
— Какова позиция министерства по предложению Минэкономразвития проиндексировать тарифы ЖКХ дважды в течение 2019 года в связи с индексацией налога на добавленную стоимость?
— Увеличение НДС не может не отразиться на отрасли жилищно-коммунального хозяйства, и сегодня мы должны принять такое решение, чтобы отрасль ни в коем случае не понесла ущерб. Не такой большой запас прочности у системы ЖКХ, и я, конечно, буду отстаивать ее интересы. Дискуссия не закончена. Надеюсь на то, что, вернувшись с Восточного экономического форума, мы данную дискуссию с коллегами завершим.
— И напоследок хотелось бы коснуться темы обманутых дольщиков. В июле 2018 года были приняты масштабные изменения в законодательство о жилищном строительстве, защищающие дольщиков. А считаете ли вы целесообразным дополнить эти меры введением уголовной ответственности за нарушение в 214-ФЗ?
— В настоящий момент почти по всем объектам, которые касаются обманутых дольщиков, возбуждены уголовные дела. Застройщики преследуются согласно нормам Уголовного кодекса, многие из них находятся либо под арестом, либо уже получили наказание в виде лишения свободы. И каков результат? Решили ли мы в этих домах вопрос обманутых дольщиков? Нет. С одной стороны, если застройщик совершил мошеннические действия, на это есть отдельная статья, по которой последует наказание. Стоит ли отдельно прописывать специальный состав преступления, связанный с обманутыми дольщиками, — не знаю. Во всяком случае, на данный момент я в этом необходимости не вижу.
Источник: http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-glavy-minstroya-rossii-vladimira-yakusheva-tass/