Через тернии — к звездам. Скоро вступает в силу закон об обязательной классификации отелей

24 Сентября 2018

Владельцы гостиниц часто оттягивают начало процедуры, несмотря на то, что это грозит им закрытием бизнеса. В чем причина, как проходит классификация и есть ли подводные камни?

Фото: Михаил Солунин/ТАСС

Отели не спешат получать звезды. С 1 января 2019 года вступает в силу закон об обязательной классификации гостиниц по принципу звездности. Раньше времени процедуру прошли только отели городов, принимавших чемпионат мира по футболу. В других регионах, в том числе и туристических, владельцы гостиниц часто оттягивают момент, несмотря на то, что это грозит закрытием бизнеса.

Впрочем, время еще есть — с 1 июля 2019 года классификация станет обязательной для отелей с номерным фондом больше 50 номеров.Читайте также:
Российские отели получили премию World Travel Awards

 К этому сроку звезды у отеля уже должны быть. Второй этап начнется 1 января 2020 года — для мини-гостиниц от 15 номеров. И только через год после этого — финал аттестации, после которого все отели, не прошедшие процедуру, начнут закрывать, говорит гендиректор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова:


— Это грозит закрытием гостиницы и штрафом. Другого варианта, как пройти классификацию, у них нет.

— Предположим, гостиница не прошла классификацию, ее должны закрыть, но у нее брони надолго вперед. Как будут реагировать в данном случае региональные власти, для которых это тоже деньги?

— Практика уже была по тем запретам на ведение деятельности, которые были, где были сертификаты просрочены или отозваны при повторной проверке, и так далее. Как правило, давался какой-то срок на исправление, он небольшой. Если гостиница в этот момент набрала какие-то обязательства, она должна будет их вернуть и гостям по-честному сказать, что мы не сможем. На мой взгляд, этому мало огласки, этого достаточно мало в прессе. Даже среди гостиничных игроков по тону разговора нет ощущения необратимости, ощущение «ну, мы потом как-нибудь сделаем».

Услугу по экспертной оценке отеля и подгону под определенное количество звезд оказывают сейчас свыше сотни компаний. Большинство предоставляют услугу качественно, в соответствии с требованиями закона. Но попадаются и недобросовестные игроки. Бывает, когда оценку делают дистанционно, по скайпу и фотографиям, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов:

— У нас все региональные отели, независимо от того, в каких регионах они находятся — это регионы чемпионата мира, не чемпионата мира — классификацию проходят уже года два или три, даже при том, что это не было мерой обязательной. Это каждый предприниматель решает для себя, но внимание к не прошедшим классификацию будет повышенное. При отсутствии классификации отель оказывать услуги не может.

— Насколько сложен для отеля процесс прохождения этой классификации?

— Я особых сложностей не вижу, единственное, это не надо делать в последний момент, потому что от начала до конца нормальная процедура классификации занимает в среднем месяц-полтора. Процедура стоит абсолютно вменяемые деньги, на отель 100 номеров, четыре звезды цена будет порядка 80-100 тысяч. Свидетельство выдается сроком на три года, поэтому это не какие-то адские затраты.

— Среди тех компаний, которые уполномочены проводить подобную классификацию, есть недобросовестные, которые чуть ли не просто по фотографиям это все делают?

— Да, есть такое. По крайне мере, я не могу сказать, кто конкретно, но знаю, что такие прецеденты бывали. Здесь есть и определенная мера ответственности этой компании, потому что еще Министерство культуры принимало поправки по тем санкциям, которые будут налагаться на аккредитованные компании, которые недобросовестно проводят классификацию. В итоге может быть признано, что звезды отелю не присвоили, а нарисовали. Соответственно, санкции коснутся как самого отеля, так и аккредитованной компании.

Гостинице в итоге придется проходить процедуру классификации заново. Если лицензия у оценочной компании будет отозвана, то присвоенные звезды автоматически станут недействительными. Это означает потери финансовые и репутационные. Поэтому в интересах самого отеля проверить заранее, кто и на каких условиях предоставляет им экспертную оценку. Но главная причина все-таки не в том, что попадаются недобросовестные игроки. Их единицы, говорит отельер Теймур-ханлы Юнис:

Теймур-ханлы Юнис
отельер, владелец и генеральный менеджер гостиницы «Гельвеция» в Санкт-Петербурге
«Это отмазка, другое дело, что многие боятся проходить классификацию, это правда. Потому что классификаторы имеют достаточно четкие требования, они сами не хотят терять свою лицензию, поэтому они проводят в массе своей достаточно неплохой анализ отелей и присваивают классификацию достаточно честно. Поэтому многие отели просто боятся тех требований, которые нужно будет выполнить, и зачастую они безумно дорогие. Предположим, гостиница претендует на три звезды, у нее размер комнат должен быть в среднем 18 квадратных метров, а в отеле номера по 15. Классификатор просто не может по этим признакам гостинице дать три звезды, а две звезды получать не хотят. Фактически заявлять о себе как об отеле «две звезды», бюджетном, гостиница не готова. Поэтому выгоднее быть без звезд, говорить: «Мы без звезд, такие, как есть». И под любым предлогом оттягивать эту классификацию. Просто многие не готовы идти на эти затраты, потому что речь зачастую может идти о достаточно больших работах, которые необходимо провести в отеле. На самом деле, здесь собака зарыта. Естественно, отели в 90% случаев хотят получить свыше того уровня, который у них есть, а это не так просто, для этого нужно инвестировать большие средства».

Вводимая в России обязательная классификация основана на французской системе. Ее адаптировали к российским условиям, но в целом программы идентичны, говорят участники рынка. Все российские гостиницы предлагается поделить на шесть категорий: без звезд и от одной до пяти звезд.


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: