КАДАСТРОВЫЙ РАЗЛОМ

30 Сентября 2019

В Вологодской области заметно увеличилась кадастровая стоимость недвижимости и земельных участков. 

Такая информация прозвучала на круглом столе, заседание которого состоялось 20 сентября в региональной Общественной палате.

Несмотря на сухое и официальное название мероприятия: «О переоценке кадастровой стоимости имущества и земельных участков, принадлежащих предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам», — страсти на нём разгорелись очень даже нешуточные.

КИПЯЩИЙ РАЗУМ

«В этом году я впервые чётко поняла смысл фразы «Кипит наш разум возмущённый», — заявила собравшимся исполнительный директор областного отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Светлана Куликова. — Нас очень сильно интересует смысл происходящего. Что происходит? И что можно сделать, чтобы это предотвратить?»

По её словам, в ближайшее время налоговое бремя на вологодских предпринимателей станет по-настоящему неподъёмным. Виной всему — новая методика кадастровой оценки, которую активно внедряет государство. Из-за неё кадастровая стоимость недвижимого имущества и земельных участков, которые принадлежат бизнесу, увеличилась буквально в разы.

«С высоких трибун звучали заявления, что кадастровая пере­оценка делается, чтобы улучшить состояние бизнеса. На деле ситуация сложилась прямо противоположная», — сказала она.

Светлану Куликову поддержал её коллега, предприниматель из Череповца, глава городского отделения «Опоры» Игорь Истомин.
«У меня накопилось уже около 30 заявлений от субъектов малого бизнеса, — отметил он. — Кадастровая стоимость их недвижимости возросла многократно — у кого-то в 1,4 раза, у кого-то — в 2,4 и 2,6 раза, а у кого-то — в 3,4 или даже 4,7 раза. Доходит до анекдотических ситуаций, когда туалет площадью три квадратных метра, оценивавшийся в 28 тысяч руб­лей, после переоценки внезапно стал стоить 136 тысяч».

Учитывая, что от кадастровой стоимости непосредственно зависит размер налога на имущество, перед предпринимателями встаёт вопрос — что делать со столь резко возросшими затратами? Многим из них теперь придётся либо уходить с рынка, либо повышать цены на свои товары и услуги.

ИНВЕСТИЦИИ НА ВЕТЕР

«Сложившуюся ситуацию я оцениваю как довольно сложную, — сказала «Премьеру» руководитель одной из вологодских юридических организаций Наталия Фишер. — С учётом того, что предстоят очередные изменения в Налоговый кодекс, в результате которых будет отменена льгота для малого бизнеса по налогу на землю, изменение кадастровой стоимости может отрицательно сказаться на экономической ситуации».

По её словам, подобное повышение издержек способно подтолкнуть предпринимателей к идее либо переложить возросшее налоговое бремя на покупателей, подняв цены, либо вообще закрыть свой бизнес.

«Ещё лет пять назад государством были приняты существенные меры по инвестиционной поддержке малого предпринимательства, когда бизнесмен мог за небольшие деньги выкупить объекты недвижимости, находившиеся у него в аренде, — добавила Наталия Валерьевна. — В итоге люди приобрели эту недвижимость, а теперь будут платить за неё большие налоги. Недавно мы общались с представителями одного производственного предприятия. По их подсчётам, им придётся три месяца в год работать только для того, чтобы полностью оплатить увеличившийся налог на имущество».

«Есть предприниматель, который захотел открыть в Шекснинском районе конноспортивный комплекс, и это у него не коммерческий, а социальный проект, — сообщил Игорь Истомин. — Так у него кадастровая стоимость земельного участка под проект выросла с 22 до 60 миллионов руб­лей. Он ещё ничего не сделал, но уже должен платить огромный налог на землю. О каких инвестициях тогда может идти речь?»

ОТДЕЛЬНЫЕ НЕДОСТАТКИ

«Новая кадастровая оценка производится на основании 227-го Федерального закона и приказа № 226 Министерства экономического развития РФ. Разработкой указанных нормативно-правовых актов занималась Федерация, — заявил руководитель Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации Дмитрий Башкирцев. — Эти акты были «спущены» на региональный уровень, чьи бюджетные учреждения должны проводить кадастровую оценку на основании методических указаний министерства».

По его словам, основная идея реформы заключалась в том, чтобы предотвратить перекосы, возникавшие в ходе кадастровой оценки, которую ранее осуществляли частные оценщики.

В ближайшее время товары и услуги на Вологодчине могут заметно подорожать, а многие вологжане, желающие продать свои квартиры, окажутся не в состоянии это сделать.

Федеральные чиновники пришли к выводу, что частники оценивали недвижимость каждый по-своему и не так, как надо. Поэтому переход кадастровой оценки в руки государства и применение новой методики должны были сделать оценочную процедуру более унифицированной, объективной и справедливой.

Однако в реальности всё оказалось не совсем так, как планировалось.

«Говорить о значительном увеличении цены неверно, — уверен Дмитрий Башкирцев. — Есть только два сегмента, где фиксируется заметный рост кадастровой стоимости, — это торговля и производство. Причём и там увеличение не такое страшное, каким кажется. Дело в том, что государственная оценка — это оценка массовая: объекты группируются по основным признакам и характеристикам, после чего выводится среднее значение кадастровой стоимости. Понятно, что в этом случае возникают «хвосты»: у отдельных объектов стоимость получается выше. Что же касается остальных сегментов недвижимости, то там, наоборот, наблюдается снижение кадастровой стоимости».

НЕПРОДАЮЩИЕСЯ КВАРТИРЫ

Однако практически ни один участник заседания не разделил с госоценщиками столь оптимистичный взгляд на ситуацию. Боле того, по мнению некоторых выступавших, пострадать от реализуемой реформы могут не только предприниматели, но и обычные вологжане.

По мнению руководителя одного из агентств недвижимости, новая применяемая оценка стала причиной того, что теперь две очень похожие (по планировке, метражу и т.д.) квартиры, расположенные в соседних дворах, оцениваются совершенно по-разному, и разница в их кадастровой стоимости может быть двойной.

А это значит, что ту из них, которая дороже, продать будет прак­тически невозможно, тем более в условиях сегодняшнего низкого спроса. Если же её и продадут, у налоговиков к участникам сделки могут возникнуть серьёзные претензии.

«Пока информация распространяется очень медленно, и даже многие представители бизнеса ещё не в курсе, что их ждёт в будущем, — поделился с «Премьером» своими соображениями предприниматель, пожелавший сохранить анонимность. — Однако если не будет предпринято никаких мер по корректировке кадастровой стоимости, то уже в ближайшей перспективе люди, столкнувшиеся с резким ростом налога на недвижимость или проблемами с её реализацией, могут пополнить ряды недовольных, и социальная напряжённость возрастёт».


Источник


Региональное отделение:  Вологодское областное сообщество

Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: