Законопроект о комплексном развитии территорий: мнения законодателей и девелоперов

17 Ноября 2020

Основатель и генеральный директор башкирской ГК «Жилстройинвест» Рабис Салихов вспоминает, как в 2000-х годах он застраивал один из районов Уфы. Свои комплексы он возводил на месте, где стояли дома, построенные еще до революции: 11 гектаров, 88 частных домов. И с каждым жителем, а точнее, с каждым собственником девелоперу приходилось договариваться. За восемь лет бизнесмену удалось расселить всех, потратив на это, как говорит Рабис Салихов, «огромные деньги», на которые можно было бы расселить всех дважды. Битва с жильцами шла за каждый сантиметр.

Рабис Салихов​
генеральный директор башкирской ГК «Жилстройинвест»
«Я захожу туда, говорю: слушайте, вот вы живете на квартире 35 квадратных метров по пять-шесть человек, я вам дам новое жилье в этом же районе, даю с коэффициентом полтора. В полтора раза увеличена площадь, если у вас 35 квадратных метров, я вам дам 50-55 квадратов нового жилья. Они нет, они дробят по квадратным сантиметрам, по квадратным дециметрам, и в этой 35-метровой квадратуре жилого помещения находятся собственники, и с каждым из них я вынужден был договариваться».

Законопроект о комплексном развитии территорий, а если проще — о расселении из аварийного жилья — внесли в парламент еще два года назад. И там была очень спорная норма о принудительном изъятии недвижимости у населения. Сейчас депутаты предлагают другой вариант: если две трети собственников проголосуют «за», то их дом включат в программу расселения. Но даже после этого у владельцев недвижимости есть шанс передумать. И если при повторном голосовании против выступит одна треть собственников, то дом исключат из программы. Во вторник, 17 ноября, Госдума рассмотрит документ в первом чтении.

Самый важный момент, что жильцы получат взамен и на каких условиях. Законодатели предлагают три варианта: равнозначная замена, то есть жилье с таким же, как и было, количеством комнат и с таким же метражом; равноценная замена, то есть квартира такой же стоимости; или же денежная компенсация. Рассчитывать будут, исходя из рыночной стоимости квартиры. И это, судя по всему, не кадастровая оценка, которая нередко завышена. Вот что рассказал Business FM зампред комитета Госдумы по жилищной политике Павел Качкаев.

— Мы уже в Жилищном кодексе записали эту норму: берется рыночная стоимость квартиры, прибавляется стоимость земельного участка пропорционально площади, то есть эти все нормы уже отработаны, уже работают.

— Кадастровая оценка не участвует здесь совсем?

— Я не знаю, я не могу сказать. Кадастровая оценка — это как оценочный вариант. Есть расчетная стоимость квадратного метра, по каждому региону она своя. Колеблется на уровне 40-45 тысяч за квадратный метр.

Как определяется рыночная стоимость квартиры, в Жилищном кодексе не прописано. Но по закону оценку проводят по заказу госоргана, который принял решение об изъятии недвижимости. Если собственник с ней не согласится, то он может пойти в суд. И, кстати, такие процессы владельцы недвижимости нередко выигрывают. В любом случае вопросов будет еще много, но законодатели говорят, что ко второму чтению документ будет доработан.

Важно еще то, что регионы не собираются обязывать комплексно развивать территории. Законопроект создает рамки, в которых будет идти расселение аварийного и ветхого жилья. Что тоже неоднозначный момент — не все жильцы могут согласиться, что их жилье ветхое. Власти планируют привлечь к застройке частный бизнес, который заработает на продаже квартир. И если все пойдет, как задумали парламентарии, то переселение коснется 5-6 млн человек.


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: