Новые федеральные стандарты22 Декабря 2020 Рассмотрим, как применять федеральные стандарты, вводимые в 2021 г.: «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы» и «Затраты по заимствованиям». А также как отражать информацию в отчетности за 2021 г. Федеральный стандарт «Непроизведенные активы»Минфин РФ утвердил федеральный стандарт, в котором установлены единые требования к бухучету непроизведенных активов и к раскрытию информации о них в бухгалтерской отчетности. ФСБУ будут применять при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а при составлении отчетности - с отчетности 2021 г. Применяя стандарт впервые, организации бюджетной сферы должны переоценить до кадастровой стоимости объекты, относящиеся к группе «Земля (земельные участки)», отражаемые на балансе и внесенные в государственный кадастр недвижимости. Если кадастровая стоимость не определена, объект нужно учитывать по балансовой стоимости до момента проведения кадастровой оценки. При отсутствии балансовой стоимости нужно будет рассчитать условную оценку одним из способов:
Что относить к непроизведенным активамВ действующей Инструкции 157н есть три группы непроизведенных активов: земля, ресурсы недр и прочие активы. Стандартом предусмотрены дополнительные группы водные и некультивируемые биологические ресурсы. Таким образом, активы будут распределять следующим образом, как в таблице 1. Таблица 1. Что относить к объектам учета
Как вести учет отдельных групп непроизведенных активовОбъекты непроизведенных активов также будут учитывать на счете 103.00, если соблюдаются два условия:
Те объекты, которые не приносят выгоды, не будут ее приносить в дальнейшем и не имеют полезного потенциала, учтут на забалансовых счетах. Информацию о таких объектах нужно будет раскрыть в пояснениях к отчетности. Как списать активНепроизведенный актив может быть списан, если:
Выбытие актива отражают в учете при наличии ряда критериев:
Как отражать информацию в отчетностиПо каждой признаваемой в учете группе непроизведенных активов в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются:
Дополнительно нужно раскрыть:
Федеральный стандарт «Нематериальные активы»Применяться новый Стандарт будет при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности, начиная с отчетности за указанный год. Какие объекты признаются НМАСтандарт предусматривает деление активов на две подгруппы:
Обратим внимание, стандарт не будет использоваться в отношении определенных объектов бухгалтерского учета (например, финансовых активов и вложений, результатов интеллектуальной деятельности, приобретенных для перепродажи, прав пользования активом, возникающих по договорам аренды). Как применить стандарт впервыеУчреждение признает НМА, которые ранее не признавались, а отражались за балансом, по справедливой стоимости. Она будет балансовой стоимостью. Финансовый результат от признания НМА, ранее не признававшихся в учете и отчетности, учитывают в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором объекты признаны впервые. Результаты этой корректировки однократно раскрывают в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. При первоначальном признании НМА признаются любые накопленные убытки от обесценения, которые были связаны с такими объектами. Сравнительную информацию по НМА за годы, предшествовавшие первому применению стандарта, не пересчитывают. Объекты НМА, которые ранее отражались на забалансовом счете, учитываются на соответствующих балансовых счетах по справедливой стоимости в случае, если они отвечают критериям признания актива. Финансовый результат от признания таких объектов НМА признается в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло их первоначальное признание. Результаты корректировки однократно раскрываются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 49, 50 СГС «Нематериальные активы»). Постановка на учет объектов НМАОбъект нефинансовых активов учитывают в составе группы НМА при наличии следующих условий:
НМА принимается к учету у того учреждения, которое фактически использует (вправе использовать) такой объект. Был ли актив закреплен собственником (учредителем) или получен в ходе финансово-хозяйственной деятельности не имеет значения. Порядок списания НМАВыбытие объекта НМА с бухгалтерского учета осуществляется в следующих случаях (п. 39 СГС «Нематериальные активы»):
Одновременно со списанием с учета балансовой стоимости объектов НМА подлежит списанию с учета сумма накопленной амортизации и накопленного убытка от обесценения по этим объектам. Доходы, полученные в результате выбытия НМА, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости. При отчуждении объектов НМА не в пользу организаций бюджетной сферы они отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. При этом результат переоценки до справедливой стоимости отражается в бухучете и раскрывается в бухгалтерской отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 24, 25 СГС «Нематериальные активы»). Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта НМА, отражается в составе доходов или расходов текущего периода в момент прекращения признания актива и определяется как разница между поступлениями от выбытия, если такие имеются, и остаточной стоимостью данного актива (п. 42, 43 СГС «Нематериальные активы»). Отражение информации об НМА в отчетностиПо каждой подгруппе объектов НМА нужно проводить сверку остаточной стоимости на начало и конец периода раздельно по объектам, которые созданы собственными силами, и прочим объектам. При этом обязательно выделить лицензионные соглашения. Кроме того, в отчетности раскрываются характер и последствия изменений в оценках НМА, влияющих в отчетном периоде либо таких, которые будут влиять в последующие периоды:
В годовой отчетности также дополнительно (при наличии) раскрывают:
Федеральный стандарт «Затраты по заимствованиям»Стандарт определяет, как признавать затраты по государственному (муниципальному) долгу и по заимствованиям учреждений, и какую информацию об этих затратах необходимо раскрывать в отчетности. Затраты по заимствованиям поделены на две группыСтандарт выделяет затраты по государственному (муниципальному) долгу и затраты по заимствованиям учреждений.
Для учета таких затрат предусмотрен счет 301.00. Государственный (муниципальный) долг возникает только у публично-правовых образований. Ниже рассмотрим заимствования, которые касаются только учреждений. Процентные расходы по долгосрочным обязательствам включают:
К затратам по обслуживанию долговых обязательств относят расходы бюджетных и автономных учреждений на уплату процентов по долговым обязательствам. Прочими затратами по долговым обязательствам признают расходы, которые связаны с получением кредита, займа. К ним относятся в том числе затраты:
Прочими затратами не являются:
Порядок отражения затрат по заимствованиям в учете и отчетностиЗатраты по заимствованиям признают в бухучете одновременно с признанием обязательств. Обязательство по обслуживанию заимствований показывают обособленно от основной суммы обязательства. Прочие затраты по долговым обязательствам учреждений отражают по счету 401.50. Впоследствии их учитывают в капвложениях либо расходах текущего периода. По общему правилу затраты по заимствованиям признают в составе расходов текущего периода (счет 401.20) ежемесячно в течение всего срока заимствования. Если заимствования нужны для приобретения, строительства или производства актива, то затраты по заимствованиям учитывают в его первоначальной стоимости. Однако эти затраты относят на счет 401.20, когда соблюдаются следующие условия:
Затраты по заимствованиям, понесенные после признания объекта капвложений в составе основных средств (нематериальных активов, прочих нефинансовых активов), отражают по счету 401.20. В бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение раскрывает следующую информацию о затратах по заимствованиям:
Вернуться к списку новостей |
|