Спроси VC: как правильно договориться об оценке стартапа и какие факторы нужно учесть

30 Сентября 2021

Мечта любого основателя стартапа — вырастить «единорога». Как предпринимателю правильно оценить бизнес на начальных этапах, почему не стоит ориентироваться на похожие проекты в США и почему к российским стартапам не приходят зарубежные фонды, в колонке для Forbes рассказывает инвестиционный директор венчурного фонда I2BF Global Ventures и создатель проекта «Спроси VC» Денис Калышкин

Forbes представляет постоянную рубрику «Спроси VC», в рамках которой автор одноименного проекта и профессиональный венчурный инвестор Денис Калышкин делится рекомендациями с  предпринимателями и рассказывает о тонкостях работы венчурной индустрии. 

Какие факторы влияют на формирование оценки стартапа? Для начала надо понимать, что оценка компании — это цена товара, который называется «акции вашей компании». На любом свободном рынке цена формируется как баланс между стоимостью, по которой покупатель готов приобрести товар, а продавец — его продать. Отсюда вытекает очень простое, но важное следствие: если хотите продать товар подороже, вам нужно больше потенциальных покупателей, то есть оценка компании тем выше, чем выше спрос на ее акции. 

Я периодически сталкиваюсь с таким утверждением: «Наш американский конкурент привлек деньги по такой оценке — значит, и мы с нашим российским бизнесом должны стоить столько же». Оставим в стороне те факты, что персонал в России дешевле и вы можете за меньшую сумму инвестиций сделать больше, — поговорим именно о формировании цены с точки зрения спроса и предложения. К сожалению, пока у стартапа нет выручки за рубежом, к нему очень редко возникает интерес со стороны зарубежных венчурных фондов, а спрос на его акции ограничивается российскими фондами и бизнес-ангелами. Именно это и приводит к снижению цены, и именно поэтому, как только вы начинаете получать зарубежную выручку или проходите Y Combinator, оценка вашей компании растет. Просто становится больше желающих инвестировать в вашу компанию. Соответственно, если вы хотите более высокую оценку, нужно повысить спрос на акции вашей компании.

Я периодически встречаюсь с мнением, что, чем сильнее бренд фонда, тем выше оценку он дает. На самом деле на венчурном рынке, как и на любом другом, покупатель переплачивает за бренд. То есть венчурный фонд с более сильным брендом получает более низкую оценку, а фонд с более слабым брендом вынужден перебивать предложение конкурентов более высокой ценой и другими плюшками.


Источник




Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: