Свет в конце тоннеля: трансформация рынка аудита, консалтинга и оценки

5 Июня 2013

Рынок аудита и консалтинга продолжает трансформироваться: в 2012 году уже наметилось новое направление – предоставление комплекса консультационных услуг, что и требуется бизнесу
Свет в конце тоннеля
Фото: архив «Эксперта С-З»

Суммарная выручка участников рейтинга аудиторско-консалтинговых компаний по итогам 2012 года выросла на 13,5%, до 7,7 млрд рублей. При этом трансформация этого рынка, начавшаяся после кризиса, продолжилась и в прошлом году стала подходить к развязке: компании уже нащупывают новое направление своей работы – комплексное предоставление консультационных услуг. «Можно отметить тенденцию к увеличению спроса на услуги, не являющиеся конкретно аудиторскими или оценочными, а именно – на консалтинговые, причем на их нестандартные формы. Это может быть комплексное сопровождение всевозможных сложных процессов на предприятиях, подготовка тендерной документации для уникальных заказов, проведение семинаров по актуальным темам бухгалтерского учета, аудита и налогообложения и многое другое», – рассказывает генеральный директор «АФК-Аудит» Вера Консетова.

Действительно, у компаний, представленных в рейтинге, выручка по таким классическим направлениям работы, как оценочная деятельность, увеличилась лишь на 6,3%, а в аудите и вовсе упала на 9,4%. В то же время у остальных услуг другая картина – имел место значительный рост, превысивший 10%, и они стали драйверами роста выручки участников рейтинга.

Финансисты сделали всех

Лидером стал консалтинг в области финансового управления – там прирост выручки составил 24,4% и достиг 286,8 млн рублей (годом ранее – 230,6 млн). Успех финансового консалтинга во многом обусловлен повышением спроса на услуги по трансформации российской отчетности в международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). «Уже не только «дочки» иностранных компаний, но и полностью российские предприятия хотят представлять результаты своей деятельности в соответствии с МСФО, поскольку без этого все сложнее привлекать инвестиции», – говорит генеральный директор «Что делать Аудит» Оксана Зейкан. Кроме того, неуверенный рост экономики мотивирует компании более внимательно относиться к управлению собственными рисками и оптимизировать работу своих финансовых служб, что ведет к увеличению продаж таких услуг консультантами.

Стоит отметить, что ситуация с консалтингом в области финансового управления на Северо-Западе следует за российским трендом. Так, по данным федерального рэнкинга аудиторско-консалтинговых групп, который составляется рейтинговым агентством «Эксперт», выручка от финансового консалтинга увеличилась на 22,8%, тогда как годом ранее этот же показатель был равен всего лишь 5%.

Рост спроса на консультирование в сфере финансов влияет и на другие показатели деятельности этого рынка. В частности, по словам Веры Консетовой, трансформация отчетности в МСФО приводит к увеличению востребованности справедливой оценки стоимости активов. Но самое заметное влияние на рынок оценщиков оказала другая ситуация. «Основным событием, которое привело к росту востребованности оценочных услуг, стала переоценка кадастровой стоимости земель. Это привело к тому, что в регионах существенно повысилось налоговое бремя, побудив компании оспаривать новую стоимость в суде. А для этого необходимо доказать, что проведенная оценка некорректна и требуется привлечение профессионального оценщика», – рассказывает глава представительства «НЭО Центра» в СЗФО Александр Соколовский. Поэтому неудивительно, что выручка оценщиков в прошлом году показала рост, причем даже больший, чем по результатам аналогичного рэнкинга по России (4,2%), составленного «Эксперт РА».

Хотя споры о стоимости земель и другие изменения в сфере законодательства будут иметь место и в 2013 году, все же не стоит ждать значительного роста спроса. По словам Александра Соколовского, по-прежнему самой востребованной услугой остается оценка проблемных активов, что зачастую актуально в совокупности с услугами по комплексной экспертизе реализуемого проекта, который сталкивается с трудностями и требует реструктуризации задолженности или дополнительного финансирования.

Если по оценочным услугам выручка компаний – участников рейтинга превысила российский показатель, то по налоговому консультированию, напротив, СЗФО оказался менее успешным. Здесь выручка компаний в сегменте налогового консультирования увеличилась на 12,4% по сравнению с федеральными 21,7%. Такая разница в показателях связана с особенностями составления рейтинга, поскольку по объективным причинам не все аудиторско-консалтинговые компании в нем представлены. А по сравнению с доходами от аудита и оценки по Северо-Западу налоговый консалтинг выглядит весьма достойно. Этому способствует, с одной стороны, стремление компаний тщательнее контролировать свои издержки, а с другой – все большее внимание государства к работе бизнеса. Кроме того, 1 января 2012 года вступил в силу Закон о трансфертном ценообразовании, регулирующий отношения между взаимозависимыми лицами по поводу сделок, что подогрело интерес к налоговым консультантам.

Традиционно неплохие результаты по Северо-Западу демонстрирует юридический консалтинг. Так, выручка компаний – участников рейтинга от предоставления этого вида услуг в СЗФО увеличилась на 12,5%. Этому способствовал рост интереса компаний к представлению их интересов в суде и аутсорсингу юридической функции.

Проверка на прочность

Рост доходов от одних видов консультирования ведет к сокращению объема услуг по другим, в данном случае – аудиту. Этому способствуют и законодательные меры, направленные на повышение качества совместной работы аудиторов. Очевидно, что государство, стремясь навести порядок на рынке аудиторских услуг, может пойти в одном из двух направлений: стимулировать конкуренцию между аудиторами либо просто повысить стандарты их работы и усилить контроль над ними. При всей логичности, первый вариант может не принести результата. Ведь для рыночного урегулирования работы аудиторов нужны работоспособные институты, роль которых взяли на себя саморегулируемые организации (СРО). «Несмотря на значительные полномочия, предусмотренные законодательством, саморегулируемые организации аудиторов занимают пассивную позицию и фактически являются инструментом Минфина РФ, который по-прежнему осуществляет регулирование рынка аудита, направленное на вытеснение мелких и средних фирм и укрепление позиций «большой четверки»», – сетует Оксана Зейкан. Разгон Гильдии аудиторов явился наглядным примером того, как Минфин может уничтожить любое СРО, поэтому руководители организаций пассивны и послушны, что вызывает растущее раздражение аудиторов». Таким образом, полноценно идти по первому пути пока не получается.

Поэтому можно следовать в направлении повышения стандартов работы аудиторов и более тщательно их контролировать. В 2012 году, как отмечают участники рынка, наибольшее влияние на их работу оказали внешние проверки. «Помимо проверок со стороны саморегулируемых организаций аудиторские компании инспектирует Росфиннадзор. В итоге значительно увеличился объем внутренней работы по поддержанию методологии и созданию необходимого пакета документов, требуемого контролирующими органами. Следовательно, затрачивается много времени и сил специалистов, чтобы поддерживать работу аудиторов на соответствующем уровне», – делиться опытом директор АК «Институт проблем предпринимательства» Наталья Мочуловская. Результатом стало уменьшение рынка этого вида услуг. «Заметно сократилось число аудиторских компаний. Мелкие компании, которым не под силу обеспечить надлежащее ведение клиентских досье, уходят с рынка или объединяются для оптимизации издержек», – резюмирует Оксана Зейкан.

Введение новой аттестации привело к росту стоимости персонала – основного актива любого аудитора. По словам Оксаны Зейкан, за 2012 год прибавилось всего 25 специалистов с новыми аттестатами, а исключены из реестра сотни. В то же время, как отмечает, на всю Россию мы имеем около 3 тыс. аудиторов с новыми аттестатами, тогда как, например, в Германии их в два раза больше – 6 тыс. Понятно, что востребованность таких специалистов будет расти и аудиторским компаниям станет сложнее удерживать их у себя, а это приведет к росту стоимости этих профессионалов. Правда, корректно оценивать эффективность новых специалистов можно будет не сразу. «Усложнение экзамена на получение аудиторского аттестата повлияет на рынок только через два-три года. Полагаем, что сокращение предложения на рынке аудиторских услуг в конечном итоге приведет к росту цен и будет способствовать борьбе с демпингом», – считает Оксана Зейкан. Соглашается с этим тезисом и Наталья Молчуновская – по ее словам, в действительности эти законодательные изменения будут иметь отложенный эффект. Сколько компаний и аудиторов останется и кто кого будет обслуживать, станет ясно позже, так как серьезное обновление кадров на рынке происходит в течение пяти лет.

Пока же наблюдается отток персонала из аудита. «Все больше специалистов уходят в реальный сектор, где выше зарплаты и лучше условия труда. Аудит становится рутинным и формальным, многие специалисты разочарованы и расценивают состояние рынка как системный кризис отрасли», – добавляет Оксана Зейкан. Это ведет к тому, что новым игрокам становится сложнее прийти на рынок аудита, и к усилению роли больших компаний, обслуживающих крупный бизнес, который может позволить себе платить больше. В то время как средним предприятиям (напомним: их выручка – от 400 млн до 1 млрд рублей) придется сложнее и они будут более требовательны к предлагаемым услугам либо обратятся к тем, кто работает по «демпинговым» ценам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что проблема демпинга и фиктивного аудита по-прежнему остается актуальной. Снижение выручки от аудиторских услуг по Северо-Западу на 9,4%, до 1 млрд рублей, в 2012 году вполне объяснимо.

Балом правят великаны

Увеличение доли крупного бизнеса в экономике постепенно меняет спрос на аудиторско-консалтинговые услуги. Зачастую гигантам бизнеса требуется оптимизировать собственную деятельность. «Несмотря на то что мы действительно видим спад экономической активности в России, в том числе в Северо-Западном регионе, и фиксируем меньшее количество запросов от потенциальных клиентов, заметной позитивной тенденцией стал тот факт, что клиенты приходят с большими по объему проектами», – говорит заместитель директора департамента бизнес-решений компании «КОРУС-консалтинг» Михаил Бурачков.

Кроме того, сделки слияния и поглощения, выход крупных компаний на новые рынки также меняют структуру консультационных услуг. По словам Михаила Бурачкова, идет смешение рынков, то есть компании выходят за рамки привычной для себя деятельности с четко определенными каналами сбыта. Например, сейчас практически не осталось чистых ритейлеров: дистрибуторы уходят в ритейл, ритейл уходит в интернет, производства открывают магазины для продвижения своей продукции, и т.д. В результате возникает необходимость набора консультационных услуг, что подогревает спрос на серьезные консалтинговые проекты.

В то же время участники рынка отмечают, что клиент становится более избирательным. Следует заметить, что эта тенденция наметилась после кризиса и, судя по всему, только продолжает усиливаться. Это приводит к тому, что компаниям необходимо быть готовыми предложить не только классический аудит, но и целый комплекс взаимосвязанных работ.

Вполне очевидно, что бизнесу приходится тщательнее подходить к выбору консультантов, тем более что осторожность в сложившихся экономических условиях не помешает. Результатом становится то, что компании просто дольше обдумывают свой выбор и оценивают каждого претендента со всех сторон. Это сказывается и на темпах роста продаж отдельных видов услуг. «Отсюда возникает определенная стагнация на рынке ИТ-консалтинга: многие заказчики боятся реализации крупных проектов, так как они требуют другого уровня подхода, понимания и ответственности», – добавляет Михаил Бурачков.

В результате рынок аудиторско-консалтинговых услуг в 2013 году сохранит текущие тенденции. «Продолжатся консолидация и расслоение игроков в большем диапазоне, чем это происходит сейчас. Однако все равно останутся и малые, и средние игроки. Ведь когда компания-консультант принимает решение работать только с крупными проектами, она и сама соответствующим образом перестраивается. И конечно же, на рынке появляются игроки, которые занимают ниши, где реализуются малые и средние проекты», – заключает Бурачков. Правда, здесь возникает другая проблема – качество предоставляемых услуг влияет на конкурентоспособность компании-клиента. Логично, что «середнячкам», которые не всегда в состоянии позволить себе дорогих консультантов, не всегда будет просто конкурировать с крупным бизнесом. Тогда как именно они могут стать основой новой экономической модели и дальнейшего развития. А для этого нужен в том числе и развитый рынок аудиторско-консалтинговых компаний, где можно найти услугу, цена которой соответствует качеству. Законодателям необходимо более внимательно подходить к разработке нормативно-правовых актов – положительный эффект в долгосрочном периоде может превратиться в кошмар и бесполезные потери для игроков рынка сегодня, чего стоит по возможности избегать.



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: