УФНС России по Белгородской области разъясняет

24 Июня 2013

Проектом федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено введение в НК РФ новой главы "Налог на недвижимое имущество".
Налог на недвижимость – это вовсе не новый налог. Он должен заменить действующий на сегодня земельный налог для граждан и налог на имущество физических лиц. Таким образом, в главе Налогового кодекса "Земельный налог" останутся законодательные нормы, предусматривающие его уплату только организациями. Налог на недвижимость – местный налог, поэтому поступления от этого налога будут в полном объеме зачисляться в бюджеты муниципальных образований, как в настоящее время поступления от налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Объектами налогообложения будут являться здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, земельные участки, как застроенные, так и незастроенные. Новым, с точки зрения налогообложения недвижимого имущества граждан, является вовлечение в налоговый оборот объектов незавершенного строительства. Не признаются объектами налогообложения:
- земельные участки из состава земель лесного фонда;- доля в праве общей собственности на земельные участки, на которых находятся многоквартирные дома;- доля в праве общей собственности на недвижимое имущество в многоквартирном доме.Налогоплательщиками налога на недвижимость являются собственники объекта налогообложения, т.е.:- физические лица, обладающие объектами недвижимости на праве собственности;- физические лица, обладающие застроенными и незастроенными земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база по налогу на недвижимое имущество будет определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость объектов недвижимости – это стоимость, рассчитанная в массовом порядке с использованием подходов и методов оценки, применяемых при расчете рыночной стоимости объекта недвижимости.
В действующем же налоге на имущество физических лиц налоговой базой является инвентаризационная стоимость, определяемая органами БТИ по восстановительной стоимости объектов недвижимости, исходя из утвержденных Госстроем "Сборников смет и стоимости строительных работ" еще 80-х годов, а затем приведенной в уровень года оценки на основании коэффициентов, утверждаемых ежегодно органами власти субъектов РФ. Таким образом, налоговая база будущего и действующего налога имеют разную природу и попросту несопоставимы.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что для основной массы объектов недвижимости налоговая нагрузка будет вполне сопоставима и адекватна.
В отношении жилых домов, строений и помещений размер ставки, установленной проектом закона для объектов недвижимости суммарной кадастровой стоимостью до 300 млн. рублей, составит 0,1 % от налоговой базы и 0,5% от налоговой базы в отношении зданий, строений, сооружений, помещений нежилого назначения. Что касается налоговых ставок в отношении земельных участков, то налоговая ставка составляет 0,3 и 1,5 % соответственно для разных видов использования. Для объектов недвижимости суммарной кадастровой стоимостью свыше 300 млн. рублей налоговые ставки составляют 0,5 % от налоговой базы в отношении зданий, строений, сооружений, помещений и 1,5% от налоговой базы в отношении земельных участков.
Установленные на федеральном уровне ставки налогов являются предельными. А органам местного самоуправления дано право уменьшать данный размер налоговых ставок и дифференцировать ставки в зависимости от категории плательщика, кадастровой стоимости объектов недвижимости и видов использования.
Проектом закона предусмотрено предоставление одного вида налогового вычета – стандартного налогового вычета. Применяется для всех объектов налогообложения жилого назначения и заключается в уменьшении налоговой базы на величину кадастровой стоимости 20 кв.м площади этого жилого помещения. Для объектов недвижимости нежилого назначения налоговых вычетов не предусмотрено.Установление льгот по налогу на недвижимость на федеральном уровне проектом закона не предусмотрено. Вместе с тем органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налог на недвижимое имущество подлежит уплате налогоплательщиками физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.Минфином России в проекте закона были установлены все возможности, чтобы бремя вводимого налога на недвижимое имущество соответствовало ст.3 НК РФ, в которой говорится, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к его уплате.


Региональное отделение:  Белгородское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: