Минэкономразвития: проект ФЗ о повышении качества кадастровых данных за счет возможности массового учета за счет бюджетных средств

29 Августа 2013

Как мы уже сообщали, на нашей градостроительной конференции в Томске состоялось первое публичное обсуждение проекта ФЗ "Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (см. http://gisa.ru/97102.html )

Законопроект вводит понятие "Комплексные кадастровые работы", которые проводятся по инициативе органов власти, на бюджетные средства в целях:

1) уточнения местоположения границ земельных участков:
- сведения о которых содержатся в ГКН, являющихся в соответствии с ФЗ от 24.06.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ранее учтенными объектами недвижимости;
- права на которые возникли до момента вступления в силу ФЗ от 21.06.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и при этом данные права не зарегистрированы в установленном им порядке, а также сведения о которых не включены в ГКН;

2) уточнения и (или) установления местоположения зданий, сооружений на земельном участке:
- сведения о которых содержатся в ГКН, являющихся в соответствии с ФЗ от 24.06.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ранее учтенными объектами недвижимости;
- права на которые возникли до момента вступления в силу ФЗ от 21.06.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и при этом данные права не зарегистрированы в установленном им порядке, а также сведения о которых не включены в ГКН;

3) уточнения и (или) установления местоположения объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном ФЗ от 21.06.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке;

4) образования земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением линейных сооружений;

5) образования земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

6) исправления воспроизведенной в ГКН ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН (кадастровая ошибка в сведениях);

7) устранения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков путем перераспределения земельных участков, в том числе за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Комплексные кадастровые работы проводятся только при наличии утвержденного проекта планировки территории на соответствующий элемент (элементы) планировочной структуры населенного пункта. В результате комплексных кадастровых работ осуществляется подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах элемента (элементов) планировочной структуры населенного пункта или территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

По мнению президента ГИС-Ассоциации С.Миллера, законопроект крайне актуален и призван дать возможность заинтересованным субъектам РФ и ОМСУ преодолеть последствия очевидно ошибочного "заявительного" принципа постановки объектов на государственный кадастровый учет, закрепленного в действующем законодательстве и перейти к "сплошному" кадастру без пропусков и ошибочных границ. Кроме того, законопроект дает возможность не только исправить допушенные ранее кадастровые ошибки, но и определить законченный перечень ограничений прав использования объектов недвижимости, что крайне существенно для защиты прав добросовестного собственника.

Как оценивает С.Миллер, проект ФЗ может радикально изменить роль градостроительной документации и документации по планировке территорий, создав условия необходимости ее качественной разработки и связав предлагаемые планировочные решения не только с уточнением границ и резервированием земель, но и с необходимостью реализацией подхода: "развитие территорий - это развитие ее недвижимости".

По мнению С.Миллера с принятием законопроекта у ГКН может появиться шанс стать действительно не только качественным информационным ресурсом, но и ресурсом гарантирующим с одной стороны соблюдение прав собственности, а с другой полноту сбора земельных платежей и возможность использования налогов на недвижимость, как экономических рычагов развития территорий.

Вместе с тем обозначенные проектом ФЗ подходы к "сплошному" учету за счет бюджетных средств требуют детального всестороннего обсуждения, т.к. неизбежно будут затрагивать интересы собственников, величины кадастровых оценок и размеры налогообложения недвижимости.

Публикуя полученный из Минэкономразвития России текущий вариант проекта, ГИС-Ассоциация просит всех заинтересованных экспертов высказать свои оценки.

Ознакомиться с текстом законопроекта >>>


Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: