Глава ГЭХ Денис Федоров сообщил, что, в соответствии с поручением президента РФ, холдинг провел оценку Ондской ГЭС и направил «Русалу» предложение её купить. Возможная сумма сделки не называлась. Оценщиком выступил Ernst & Young. «Русал» подтвердил получение оферты, но заявил, что по данной оценке сделка не имеет экономического смысла.
При этом в письме Федорова в адрес первого замгендиректора «Русала» Владислава Соловьева (имеется в распоряжении «Прайма») говорится, что оценка Ондской ГЭС была проведена в соответствии с федеральными стандартами оценки на основании сценарных условий, выданных Минэкономразвития и согласованных с Минэнерго, «Русалом» и «Газпромом».
Ондская ГЭС мощностью 80 МВт расположена недалеко от поселка Надвоицы в Карелии и снабжает НАЗ электроэнергией. Последний работающий четвертый корпус электролиза на Надвоицком алюминиевом заводе (мощность – 81 тысяча тонн в год, 1000 работников), как сообщал «Русал», планируется остановить в сентябре в рамках масштабной программы закрытия неэффективных производств. Остальные корпусы предприятия на сегодняшний день уже не функционируют.
Аналитики отрасли убеждены, что покупка ГЭС не спасёт НАЗ от закрытия и лишь отсрочит агонию предприятия, которое не сможет выйти на безубыточный уровень при текущей рыночной ситуации.
ЦЕНА ВОПРОСА
«Русалу» не очень интересно покупать Ондскую ГЭС по рыночной цене. Убыточные предприятия по типу НАЗа надо закрывать. Но попытка властей сохранить производство понятна — здесь велика роль возможного социального напряжения. Вряд ли покупка ГЭС по справедливой цене поможет «Русалу» сократить убытки на НАЗе, и уж тем более получить прибыль. Это все временные меры, которые только откладывают решение проблемы. В итоге будет упущено время, которое власти города могли бы потратить на переориентацию Надвоиц, а не на поддержку убыточного завода" – считает эксперт БКС Кирилл Чуйко.
Аналитики, опрошенные РИА Новости, оценивают Ондскую ГЭС в 30-40 миллионов долларов. «Надвоицкий завод не в самом лучшем состоянии. “Русалу” нет смысла переплачивать за Ондскую ГЭС при текущем слабом рынке. Скорее всего, компания продолжит курс на закрытие предприятия, так как невозможно вечно поддерживать нерентабельное производство», — отметил аналитик Номос-Банка Юрий Волов.
«Аналоги среди публично торгующихся компаний подобрать сложно, так как “РусГидро”, ТГК-1 и “Иркутскэнерго” кроме гидрогенерирующих еще имеют тепловые активы, а Красноярская ГЭС работает в другой ценовой зоне», — говорит аналитик БКС Игорь Гончаров.
Кроме того, по мнению эксперта Deutsche Bank Дмитрия Булгакова, сделка несет риски для миноритариев. «На мой взгляд, продажа ТГК-1 гидростанции несет риски для миноритарных акционеров, так как, во-первых, не определена стоимость актива, во-вторых, этот актив принадлежит всем акционерам, есть риск того, что деньги от продажи проинвестированы недостаточно эффективным образом», — отметил Булгаков.
НАЗ – НЕ БАЗ
«Русал» уже не в первый раз ведет непростые переговоры по покупке энергетических мощностей. С конца 2011 года «Русал» и КЭС-Холдинг Виктора Вексельберга обсуждали варианты о покупке Богословской ТЭЦ и проекта Новобогословской ТЭЦ для снабжения теплом еще одного проблемного предприятия — Богословского алюминиевого завода в Свердловской области. Сделка долго не могла состояться из-за разногласий по цене и была на грани срыва.
Оценщиком, как и в нынешней сделке, выступил Ernst & Young, который оценил активы в 3-3,3 миллиарда рублей. «Русал» с оценкой не согласился и направил КЭСу встречное предложение на сумму 912 миллионов рублей. В итоге Богословская ТЭЦ отошла к «Русалу» уже в августе 2013 года, сумма сделки не раскрывалась, но источник, знакомый с условиями сделки, сообщал «Прайму», что алюминиевая компания за ТЭЦ не переплатила.
«Ситуация с НАЗом отличается от ситуации, которую мы наблюдали на Богословском заводе, тем, что для БАЗа нужно было тепло для глинозема — »Русал" был заинтересован в ТЭЦ для тепла. В случае с НАЗом большого смысла содержать такое производство нет и тем более покупать под него активы. Сейчас необходимо выводить старые мощности, а НАЗу уже больше 60 лет. Если останется промплощадка, то ее можно использовать для выпуска сплавов или полуфабрикатов. Но первичный алюминий при текущем состоянии рынка производить смысла нет", — считает Волов.
Вопрос с энергообеспечением БАЗа был отчасти решен в конце декабря 2012 года, когда был подписан договор с Росэнергоатомом на поставки электроэнергии с Белоярской АЭС в 2013-2014 годы по цене 97 копеек (3 цента) за 1 кВт.ч. На прошлой неделе стало известно, что «Русал» предложил «Росэнергоатому» применить модель льготного энергоснабжения на Кандалакшском алюминиевом заводе в Мурманской области, аналогичную использованной для БАЗа.