Столичный госзаказ сделают более экономным21 Октября 2013 Лоты лучше детализируют, а к определению цены будут активнее привлекать негосударственных оценщиковФото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов Московские власти в 2014 году намерены предпринять ряд мер по экономии средств при размещении госзаказа. Сами лоты и их стоимость станут более стандартизированными, причем к определению стартовой цены планируется привлекать в том числе независимых оценщиков. Кроме того, с 1 января 2014 года все столичные ГУПы, ГКУ и предприятия, где доля города составляет более 50%, также обязаны будут размещать свои заказы на государственных площадках, пояснил «Известиям» советник департамента Москвы по конкурентной политике Леонид Крутаков.
По его словам, московская классификация по типам закупок уже сейчас более детальной, чем федеральная.
— Например, в федеральной системе присваивается определенный код для закупаемой категории «канцтовары». В Москве эта категория делится на «скрепки», «ручки» и т.д. В дальнейшем предполагается ее сделать еще более подробной, чтобы отдельный код присваивался, допустим, определенному типу карандашей.
К ряду лотов в московской системе госзакупок прикрепляются стандартизированные техзадания. По словам Крутакова, в таких ТЗ заказчик не сможет прописать лишние и необоснованные виды работ, удорожающие стоимость лота. Также стандартизированные ТЗ исключают возможность «заточки» лота под определенного исполнителя и минимизируют административное влияние, вероятность сговора заказчика с исполнителем, считает чиновник. По данным столичного департамента экономической политики, в 2012 году оптимизация механизма госзакупок позволила сэкономить 154,6 млрд рублей, а по итогам восьми месяцев 2013 года этот показатель составил 88,7 млрд рублей. Как отметил Леонид Крутаков, в связи с переходом на Федеральную контрактную систему (соответствующий закон, 44-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2014 года) больше сэкономить получится и из-за того, что ГУПы, МУПы, ГКУ и предприятия, где доля Москвы составляет более 50%, тоже будут обязаны размещать свои заказы на сайте госзакупок. Раньше они могли использовать собственные площадки, поэтому гарантировать прозрачность процедур не всегда было возможно.
— К примеру, заказ мог висеть девять дней, тогда как на госзакупках минимальный срок — 30 дней. По прогнозам, объем городского заказа в связи с переходом на контрактную систему увеличится на треть, ожидается и рост экономии на стадии торгов, — сказал он.
Кроме того, планируется стандартизировать стоимость определенных заказов, сообщил «Известиям» источник в мэрии. Это связано с тем, что сейчас в Москве одинаковые лоты, особенно в сфере ЖКХ, могут сильно различаться по стоимости в разных округах или даже в разных дворах. При стандартизации стоимости колебания в цене должны будут составлять не более 5–7%. Для снижения стоимости лотов предполагается привлекать негосударственных оценщиков на стадии смет.
По словам юрисконсульта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, стандартизация закупок в сфере ЖКХ в конечном итоге приведет к тому, что столичные дворы и детские площадки будут выглядеть штампованными.
— Потратить меньше денег на закупках — это не самоцель, — пояснил он. — Если установить для конкурсов одинаковую начальную цену на определенные объекты, такое единомыслие приведет к невозможности реализации в разных префектурах каких-то индивидуальных проектов, использования современных технических средств или дизайнерских решений. Московские дворы будут выглядеть безлико, оформлять их будут безынициативно.
Директор Института управления закупками Ирина Кузнецова полагает, что типизация техзаданий в целом позитивно скажется на сфере госзакупок. — Однако из-за того, что стандартизация подразумевает определенный люфт в требованиях, заказчик на выходе может получить как колченогую табуретку, так и стул Людовика XIV. Это опасно, потому что речь идет об общих нуждах и недостаточно качественные товары или услуги могут парализовать жизнь города, — отметила она. Региональное отделение: Московское региональное сообщество Вернуться к списку новостей |
|