Оценка ущерба: закон, теория, практика

18 Ноября 2013

 Редко кто из пострадавших в ДТП водителей согласен с теми суммами, которые начисляют ему за ущерб страховые компании. Каким образом и на основе чего производятся эти начисления? Что делать, если они не отвечают вашим ожиданиям? С этим и другими вопросами мы обратились к оценщику с многолетним стажем Александру.

Сложение…

– Из опыта работы с хозяевами поврежденных в ДТП автомобилей скажу: каждый человек хочет, чтобы ему хватило на ремонт и еще осталось на новую машину. Это наш менталитет, – с этого начал Александр.

Как пояснил нам Александр Алексеевич, есть два понятия – стоимость ремонта и стоимость ущерба, и это не одно и то же.

– Стоимость ремонта – это вышел из мастерской специалист, на глазок прикинул и говорит: «Десять тысяч»… А ущерб при этом может составлять, например, пять тысяч, и компенсация ущерба компенсирует именно ущерб – царапину и трещину, – говорит Александр Кириллов.

При расчете ущерба оценщики обязаны взять во внимание износ автомобиля. Отсюда и разница. Отсюда и недовольство водителя, которому, раз уж такое дело, хочется поставить взамен, например, разбитого бампера новый.

Нормы износа для разных машин – разные.

– Для каждой модели существуют свои параметры, свой расчет. Даже для иномарок по-разному считается износ. Отдельно считается износ кузовщины, отдельно пластики, отдельно комплектующих. В программу закладываются дата выпуска авто, дата ДТП, пробег и коэффициенты влияния на износ возраста и пробега, – рассказывает оценщик.

Вычитание…

В Интернете уже есть и сайты (например, http://www.expertiza24.ru/deprecation/), где можно посчитать износ самому. Я попробовал. Если поставить год выпуска 2012, а пробег 20 тысяч километров, то для японской машины износ составит больше 12 процентов. Если год выпуска 2011, а пробег 40 тысяч километров, то износ – 19 процентов с небольшим. Если же учитывать, что большинство машин в крае имеют возраст более пяти лет, то при пробеге 100 тысяч километров износ для «японки» оказывается более 36 процентов.

Понятно, что оценщики при вычислении износа и последующего определения ущерба пользуются не Интернетом. У них имеются специальные методики и лицензионные программы. Это «Автобаза» (подробнее о ней на сайте http://www.ae-inf.ru/) и Audatex (если кому интересно, то сюда: http://www.audatex.com/). Правда, это программы для профессионалов – страховщиков, оценщиков и других участников рынка.

При расчете страховой выплаты все же берется во внимание и стоимость ремонта в конкретном регионе.

– По стоимости работ в нашем регионе проведен анализ: сколько стоят слесарные, кузовные, покрасочные работы, например, на автомобили до 5 лет. После 5 лет – другие цены, – рассказывает наш собеседник. – В дилерских центрах стоимость нормо-часа устанавливают сами. И если автомобиль гарантийный, есть дилерская книжка, то мы узнаем, сколько это стоит, и ставим эту цену. Я закладываю стоимость нормо-часа и стоимость запчастей, остальное программа считает сама.

Расчет суммы на восстановление машины – дело нешуточное, его не пустишь на самотек. О нем, о расчете, есть целое постановление Правительства Российской Федерации (№ 361 от 24 мая 2010 г., http://www.rg.ru/2010/05/31/osago-dok.html). В нем говорится, что расходы рассчитываются «с учетом условий и географических границ товарных рынков материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия. Это же постановление требует учитывать износ авто: «Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства». Здесь же и формула расхода материалов, кому интересно – зайдите и поскрипите мозгами…

Деление

Вроде бы все просто, понятно и должно устраивать все стороны. Но многие водители убеждены, что страховщики и оценщики состоят в сговоре. Причина такого убеждения проста – водители не часто получают те деньги, которые их устраивают.

Слухи о сговоре подогреваются тем, что некоторые страховые компании отсылают своих клиентов только в определенные оценочные фирмы, строго-настрого наказывая в другие не ходить и грозя, что документы из другой фирмы приняты не будут. Однако сговор доказать трудно. Да к тому же свои оценщики порой дают такой акт, который вполне устраивает автовладельца. А неприятные неожиданности появляются совсем с другой стороны. Барнаулец Георгий Т. рассказал нам, как возмещение ущерба за пострадавший в ДТП автомобиль сестры вылилось в целую судебную хронику.

– После ДТП пошли в страховую компанию, это был Росгосстрах, – говорит Георгий. – Оценщик прямо у них и сидел, но плохого не скажу, оценил нормально, по ценам рынка, насчитал больше 30 тысяч рублей, нас это устраивало. Отослали акт в Москву и через две недели нам уже пришли деньги, но… 11 тысяч, в три раза меньше. Мы заявили в компанию устную претензию. Нам ответили: «Ничем помочь не можем, это Москва так решила». Пошли в суд. Сделали новую оценку, вышла почти та же сумма. В течение месяца суд состоялся, мы выиграли, суд обязал Росгосстрах выплатить нам недостающую сумму плюс погасить судебные издержки. Я потом разговаривал с другими людьми, страховавшимися в Росгосстрахе, много кому срезают сумму, одни судятся, но большинство – нет…

Выходит, что компьютер компьютером, а человеческий фактор все же никто не отменял.

Умножение

Читатели, думаю, обратили внимание на слова о том, что большинство граждан не судятся со страховщиками. Почему – кто знает. Может, боятся судебной волокиты. Может, думают, что плетью обуха не перешибешь. Но в случае с автострахованием еще неизвестно, где плеть, а где обух.

Вот здесь (https://rospravosudie.com/category-iski-o-vozmeshhenii-ushherba-ot-dtp-s/region-altajskij-kraj-s/section-results) можно ознакомиться с судебной практикой по искам о возмещении ущерба от ДТП. Практика внушает оптимизм: удовлетворены. В том числе частично - 2337 исков. А вот решений об отказе в иске - 114, то есть в 20 раз меньше. Людям удается взыскать со страховых компаний деньги в уплату расходов на лекарства и даже на санаторно-курортное лечение, утраченный заработок и прочие затраты.

В общем, не бойтесь судиться. Хотя еще лучше – не попадайте в ДТП!

* * *

В России упали продажи автомобилей

Агентство «Автостат» составило рейтинг регионов России по объемам продаж автомобилей в 2013 г. Эксперты, в частности, сравнили продажи за девять месяцев в нынешнем году с продажами в минувшем году. Как оказалось, россияне приобрели на 5,7% авто меньше, чем в 2012 году. Если в 2012 году за девять месяцев в России продали 2 млн. 51,1 тысячи машин, в этом – 1 млн. 934,8 тысячи.

Более чем на 10 процентов снизились продажи в Свердловской, Кемеровской, Челябинской, Владимирской и Тверской областях, а также в Ханты-Мансийском АО и Красноярском крае. Сильнее всего продажи упали в Вологодской области – на 18,2 процента.

В Алтайском крае число проданных машин снизилось на 15 процентов: с января по сентябрь 2012 года в крае продали 14,3 тысячи новых автомобилей, а за девять месяцев нынешнего года – 12,2 тысячи машин.

Зато в Башкирии, Чувашии, в Орловской, Кировской, Ростовской и Ивановской областях продажи выросли. Рекорд прироста на общем фоне установила Владимирская область, где машин продано почти на 11 процентов больше прошлогоднего.

Но, несмотря на это, на автомобильном рынке в целом наблюдается спад. В октябре снизились продажи даже извечно популярной Lada Granta.

* * *

Транспортный налог отменят. Но станет ли от этого легче?

Вместо транспортного налога будет экологический – вот чем могут закончиться переговоры Минпромторга с Министерством финансов. В чем суть?

Сейчас налог привязан к мощности и меньше всех платят, например, владельцы вазовской продукции. Предполагается, что в будущем будет все наоборот: скажем, что владелец доступного автомобиля Hyundai Solaris, чей двигатель соответствует классу Евро-4, будет платить больше, чем владелец более дорогого Ford Focus с мотором класса Евро-5. Ну а больше всех заплатят те, кто ездит на «Ладах», и особенно на старых.

Официальные ставки будущего налога еще не объявлены, но некоторые эксперты уже поспешили предположить, что для «пожилых» машин годовой размер налога может превысить саму стоимость автомобиля. «Российская Газета» публикует мнение эксперта проекта «Общественная Дума» Сергея Литвиненко: «Представим, что размер экологического налога будет равен загрязнению на 1 км, умноженному на ставку и на общий выброс за год. Даже если владелец дешевой легковушки проедет за год тысячу км и выбросит на каждый из них 200 граммов СО2, а ставка налога будет равна 0,5 рубля, тогда он заплатит 100 тысяч рублей. А скорее всего, он проедет больше, тогда и налог будет намного выше». Очевидно, что в таком виде налог будет непосилен для хозяев старых «Жигулей». Впрочем, он и остальных крепко ударит по карману.

«Российская Газета» приводит данные, согласно которым половина автопарка страны относится сегодня к экологическому классу Евро-1 и ниже. На автомобили старше 10 лет приходится 47 процентов автопарка, а средний возраст машин в стране – 8 лет. По замыслу авторов налоговой реформы новый налог простимулирует граждан покупать автомобили с лучшей топливной экономичностью и меньшими выбросами СО2, как это уже давно происходит на Западе. В выигрыше окажутся владельцы новых авто и те, кто могут позволить себе регулярно менять машину, то есть явно не бедные граждане: последние модели импортных легковушек делаются уже с учетом экологических требований. Исходя из этого, критики нового налога говорят, что это будет налог на бедных, да к тому же придется менять весь автопарк бюджетных организаций (больницы, школы и т.п.), также за счет бюджета, а значит – налогоплательщиков.


Источник 



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: