Разъяснен порядок исчисления налога на имущество организаций в отношении произведенных арендатором неотделимых улучшений объекта, база по которому определяется как кадастровая стоимость

2 Апреля 2014

Комментарий к письму Минфина России от 19.02.2014 N 03-05-05-01/6958

Организация-арендатор должна уплачивать налог на имущество в отношении капитальных вложений в арендованный объект до их передачи арендодателю или до возмещения последним их стоимости. В рассматриваемом Письме Минфин России вновь высказал такую точку зрения. В обоснование своей позиции финансовое ведомство сослалось, в частности, на ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н), а также на Решение ВАС РФ от 27.01.2014 N 16291/11. Дополнительную информацию по вопросу о том, кто должен уплачивать налог на имущество организации в случае, если арендатор осуществил капитальные вложения в арендованное имущество, см. в Практическом пособии по налогу на имущество организаций.

Кроме того, ведомство указало, что если предметом аренды является объект, в отношении которого база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, то при налогообложении неотделимых улучшений арендатор использует среднегодовую стоимость в соответствии с бухгалтерским учетом. Напомним, что порядок, при котором база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов определяется как их кадастровая стоимость, действует с 1 января 2014 г. Подробнее об этих изменениях см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

В связи с изложенным необходимо обратить внимание на следующее.

Проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Росреестр организует по решению органа исполнительной власти субъекта, который, в свою очередь, является заказчиком. В установленных региональным законодательством случаях заказчиком может выступать орган местного самоуправления (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", далее – Закон об оценке; подп. 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457). На основании результатов проведенной оценки заказчик утверждает кадастровую стоимость объекта недвижимости (ст. 24.17 Закона об оценке; косвенно это подтверждает и п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", далее – Закон о кадастре). Следовательно, кадастровая стоимость является постоянной величиной и может изменяться только в случае утверждения компетентным органом новых результатов оценки.

В соответствии со ст. 24.12 Закона об оценке государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет. Если в связи с изменениями качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости изменяется его кадастровая стоимость, то согласно ст. 24.21 Закона об оценке Росреестр определяет ее заново в порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113. Из анализа ст. ст. 7 и 16 Закона о кадастре следует, что под изменением указанных характеристик понимается, в частности, изменение назначения здания (сооружения, помещения), его высоты (этажности) или материала наружных стен. Отметим, что учет данных изменений осуществляется на основании документов, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия (ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре). Таким образом, "внеочередная" оценка, т.е. оценка в связи с изменением количественных или качественных характеристик объекта, проводится на основании документов, подтверждающих регистрацию названных изменений. В этом случае утверждается новая кадастровая стоимость, в которой будет учитываться стоимость осуществленных изменений.

На практике могут возникнуть несколько ситуаций, неоднозначных с точки зрения налогообложения.



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: