Банкротство как вид бизнеса

2 Апреля 2014

Одна и та же компания предпринимателей безнаказанно осуществила банкротство ЗАО «Сибтекстильмаш», ЗАО «Термофор», ООО «Ропат», нанеся ущерб частным инвесторам и государству более чем в 300 миллионов рублей.

новосибирск термофор банкротство уголовное право
Фото: jetfinance.ru

Одни и те же лица

2009 год — банкротство ЗАО «Сибтекстильмаш». Сумма потерь государства от списания невыплаченных налогов составила более 30 миллионов рублей. Подробности — в картотеке арбитражных дел, дело № А45-11131/2009.

2011 год — банкротство ЗАО «Термофор». Уникальность этого банкротства в том, что компания вовсе не закрылась. Тот же персонал, под тем же руководством, на том же оборудовании и в тех же цехах выпускает ту же продукцию. А ЗАО «Термофор» «простило» государству неуплаченные налоги на сумму более 50 миллионов рублей. Ставки растут… Номер дела в картотеке — А45-2408/2011.

2013 год — банкротство ООО «РОПАТ». Реестр кредиторов еще не закрыт, но в нем уже более 43 миллионов рублей требований обманутых кредиторов. Номер дела в картотеке — А45-13520/2013.

Все три громких банкротства имеют много общего, прежде всего, общих авторов. Достаточно посмотреть, кто руководил этими предприятиями в преддверии банкротства.

2008 год: Равиль Валетов, Павел Захаров и Константин Бессонов — владельцы 74% акций ЗАО «Сибтекстильмаш», его генеральный директор, первый зам и директор по развитию соответственно.

2009 год: Павел Захаров — учредитель и замдиректора ООО «РОПАТ», совместно с другим (номинальным директором) ЗАО «Термофор» Шавриным В. А., ему принадлежит 60% ООО «РОПАТ». Константин Бессонов — директор по развитию ООО «РОПАТ». Проект «РОПАТ» изначально был представлен несколькими юридическими лицами. Помимо упомянутого ООО «РОПАТ» были еще ООО «РОПАТ Плюс», ЗАО «РОПАТ», ЗАО «Дженерал Хаммерс». Соответственно, остальные герои отметились в указанных организациях: Константин Бессонов — 70% в ЗАО «Дженерал Хаммерс»; в ООО «РОПАТ Плюс» Равилю Валетову, Константину Бессонову и Павлу Захарову совместно принадлежит 44% акций.

2010 год: Контантин Бессонов — председатель совета директоров ЗАО «Термофор», владелец 30% акций ЗАО «Термофор». Равиль Валетов — член совета директоров, владелец 20% акций ЗАО «Термофор». Павел Захаров — директор ЗАО «Термофор» (сейчас — директор ООО «Термофор»).

Технология банкротства

Все вышеуказанные банкротства начинались по одной схеме — с заявления должника о собственном банкротстве. Для организаторов серийных банкротств такая схема выгодна, так как позволяет должнику и контролирующим его лицам сразу поставить своего арбитражного управляющего, который сможет «не заметить» ни признаков преднамеренного банкротства, ни неправомерных действий при банкротстве. Короче говоря, «прикроет» организаторов банкротств.

Арбитражным управляющим всех трех вышеуказанных процедур банкротства оказался один человек — Сергей Викторович Лебедев, член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа». Сертифицированный оценщик РОО и директор оценочной фирмы «Адвайта» оказался братом Сергея Викторовича. По заказу Сергея Викторовича Валерий Викторович делал оценку оставшегося имущества ЗАО «Термофор», оценив его в 62 717 000,00 рублей (отчет № 025/12 от 31.05.2012 г.). На основании данной оценки суд и кредиторы оценивали причины и перспективы банкротства. Однако позднее указанное имущество Сергей Викторович продал за 2 795 100,00 рублей — в 22 раза дешевле. (Определение о завершении конкурсного производства по делу № А45-2408/2011). Соответственно, кредиторы ЗАО «Термофор» не получили вообще ничего, так как данной суммы не хватило даже для покрытия затрат по процедуре.

Между прочим, именно на основании оценки вышеупомянутого ЗАО «Адвайта» был за бесценок продан участок по адресу: ул. Чаплыгина, 54. Да-да, тот самый, по делу о котором проводятся обыски в правительстве области, таскают на допросы экс-губернатора и т. д., и т. п.

Таким образом, всего за пять лет группа талантливых новосибирских бизнесменов обманула общество более чем на 300 миллионов рублей, и это без учета потерь миноритарных акционеров. При этом прямой ущерб государству в виде начисленных, но неуплаченных налогов превысил 100 миллионов рублей. Интересно, что думает государство по этому поводу? Может, что-то и думает, но так долго, что сроки для принятия конструктивных решений проходят.

Для чего все это делается? Ответ очевиден: обманывая своих кредиторов и государство, бизнесмены получают колоссальное конкурентное преимущество — они не платят налоги. Поэтому можно и цены на продукцию держать ниже, чем у конкурентов, и зарплату работникам платить выше… А раз в два года просто менять название фирмы — и никаких проблем!

Уголовный след

При всей простоте и выгодности этой схемы она успешно реализуется только в одном случае — когда правоохранительные органы закрывают глаза на очевидные факты нарушения уголовного закона.

Так, в делах о банкротстве ЗАО «Сибтекстильмаш» правоохранительные органы два года игнорировали заявления кредиторов о совершенном преступлении, а потом заявили — да, признаки преступления усматриваются, но уже вышел срок давности привлечения к уголовной ответственности по данной статье, а значит, нет смысла возбуждать уголовное дело.

В деле о банкротстве ЗАО «Термофор» уголовное дело все-таки возбудили по признакам преступлений, предусмотренных ст. 159 («Мошенничество») и 196 («Преднамеренное банкротство») УК РФ. Однако уголовное дело № 10283 за прошедшие два года прекращалось следователями семь (!) раз. Семь раз прокуратура отменяла постановления о прекращении дела в связи с необоснованностью, давала указания о необходимых следственных действиях. Однако указание прокуроров почему-то игнорируются.

Деловая общественность Новосибирска не раз высказывала непонимание в отношении пассивности следствия («Новая Сибирь» № 12 от 22 марта 2013 года «Очевидное признано невероятным»). Но почему-то очевидные для общества обстоятельства остаются «незамеченными» со стороны правоохранительных органов.

Все производственное оборудование «Термофора», оцененное судом в 60 миллионов рублей, накануне банкротства было «передано» в московскую фирму-однодневку за 20 миллионов. И в тот же день снова «вернулось» в Новосибирск, только уже на баланс ООО «Контур», аффилированного с новым ООО «Термофор». Эта сделка была отменена решением арбитражного суда — («МК в Новосибирске» № 45 от 30 октября 2013 года «Фокусы от «Термофора»).

Пассивность следствия в случае с «Термофором» имеет очевидные негативные последствия для государства и общества.

Во-первых, если дело окончательно прекратят, это будет означать, что такой подход к «оптимизации бизнеса» одобрен властью, и завтра большинство бизнесменов начнут поступать точно так же.

Во-вторых, в данном случае результатом успешного расследования дела будет возврат в бюджет более 50 миллионов рублей неуплаченных налогов — их еще можно вернуть, ведь все украденные активы остались на своих местах и по-прежнему приносят прибыль разработчикам технологии банкротства.

А пока бизнес продолжается. «Сибтекстильмаш», «Термофор», «Ропат»… Кто следующий?


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: