Сейчас кадастровая стоимость — база для налога на землю и на торгово-офисную недвижимость, а в будущем — и на недвижимость граждан. А в Москве — еще и для расчета ставки аренды земли. В законе об оценке есть только одно ограничение для обновления кадастровых данных: не реже чем раз в пять лет. Поэтому регионы могли пересматривать кадастровую стоимость недвижимости ежегодно. Например, так поступали московские власти.
Бизнес попадает в ловушку, жаловался президент «Опоры России» Александр Бречалов в письме председателю Высшего арбитражного суда Антону Иванову. Суды по оспариванию кадастровой стоимости, которая часто оказывается значительно выше рыночной, иногда длятся более года, писал он, бизнес лишается возможности снизить плату за землю: судебные решения не имеют обратной силы, а в следующем году они теряют актуальность, оценка пересматривается.
Из-за отсутствия ретроспективного подхода страдали не только предприниматели (см. врез). Поправки должны сбалансировать интересы собственников недвижимости и органов власти, считает представитель Минэкономразвития, кроме того, вводится обязательное досудебное рассмотрение споров в комиссиях при Росреестре.
Досудебное рассмотрение споров в комиссиях при Росреестре малоэффективно, жалуется московский предприниматель: решения о снижении стоимости более чем на 10% крайне редки. Бизнес предпочитает арбитраж, знает он: там у местных властей меньше рычагов давления. С ним согласен владелец сети московских автомоек: меры полезны, но их эффект может быть нивелирован сменой подведомственности кадастровых споров. Вместо арбитражных их будут рассматривать суды общей юрисдикции, говорится в поправках президента к Гражданскому кодексу и закону об оценке (приняты Думой во втором чтении).
Суды общей юрисдикции традиционно более связаны с местной властью, сетует предприниматель.
Ангажированности комиссий нет, заступается вице-президент Российского общества оценщиков и член московской комиссии Игорь Артеменков: бывали случаи, когда комиссии снижали оценку и на 50%. Состав участников действительно тяготеет к чиновникам, признает он, но поправки Минэкономразвития увеличивают количество членов от профессионального сообщества. Изменение подсудности связано с планами ввести налог на недвижимость физлиц, предполагает он: основное количество споров вскоре будет приходиться на граждан.