Анализ формирования рынка доступного жилья в России

9 Июля 2014

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реализуется с 2006 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы, которая является главным инструментом реализации проекта. Национальный проект предполагает изменить ситуацию и создать такие условия, при которых люди будут обеспечены доступным и комфортным жильем. Для этого предполагается как увеличение темпов жилищного строительства, так и создание целого ряда экономико-правовых условий, позволяющих среднему классу решать проблему с жильем. Принятие национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» определило дополнительный комплекс мер, направленных на развитие рынка доступного жилья, механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него определенных групп населения.

Федеральная целевая программа «Жилище» образована подпрограммами:
1) «Обеспечение молодых семей жильем»;
2) «Модернизация коммунальной инфраструктуры»;
3) «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан определенных категорий»;
4) «Стимулирование региональных программ для эффективного развития жилищного строительства».
Программа нацелена на формирование рынка жилья эконом-класса, которое было бы доступно большинству граждан нашей страны, на устранение недостатка экологичных и комфортных жилых помещений, на стимулирование
спроса на жилые помещения и повышение качества жилищного фонда России.
Основными задачами программы являются:
1) развитие массового жилищного строительства:
а) обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой;
б) обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки;
в) вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) государственная поддержка спроса на рынке жилья;
3) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством:
а) военнослужащие, увольняемые с военной службы и приравненные к ним лица;
б) граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица;
в) граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур»;
г) участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
д) вынужденные переселенцы;
е) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
4) обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны;
5) государственная поддержка молодых семей в приобретении жилья;
6) поддержка системы ипотечного жилищного кредитования;
7) повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг;
8) модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
9) проведение капитального ремонта многоквартирных домов;
10) переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наиболее чувствительная проблема – это нехватка комфортного и доступного жилья. Почти две трети граждан России хотят улучшить свои жилищные условия, но далеко не у всех для этого есть возможности. Для многих семей получение ипотечного кредита – это труднодостижимая цель, а самостоятельная покупка квартиры без кредитных источников – «мечта всей жизни». Если подводить промежуточные итоги реализации долгосрочной государственной программы, то можно отметить, что имеются следующие достижения: доля частного жилья увеличилась; ипотечное кредитование получило значительное развитие; объемы жилищного строительства возросли.

Аварийное и ветхое жилье для многих регионов России остается довольно серьезной проблемой, снос и переселение из ветхого, аварийного жилья является одной из главных задач жилищной реформы. Как сообщает управление по связям с общественностью Фонда содействия реформированию ЖКХ, по состоянию на 15 мая 2014 года фондом проведены выездные проверки в 53 субъектах РФ, в том числе: 8 — в Центральном федеральном округе, 6 — в Северо-Западном федеральном округе, 5 — в Северо-Кавказском федеральном округе, 3 — в Южном федеральном округе, 11 — в Приволжском федеральном округе, 5 — в Уральском федеральном округе, 10 — в Сибирском федеральном округе, 5 — в Дальневосточном федеральном округе. Дополнительно, на основании запросов, направленных в регионы фондом, собрана и проанализирована информация в отношении 76 субъектов РФ.

Наибольшая строительная готовность возводимых объектов отмечена в 18 регионах: Республика Марий Эл, Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край, Белгородская, Кемеровская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тюменская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Вместе с тем в ряде субъектов зафиксировано серьезное отставание от графиков реализации программ переселения. Так, не заключено ни одного контракта в Камчатском крае и Чукотском автономном округе. В 12 регионах заключены контракты на приобретение менее 70% жилых помещений: Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Тыва, Чувашская Республика, Забайкальский край, Краснодарский край, Архангельская, Волгоградская, Ивановская, Калининградская, Кировская и Мурманская области.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, определяющий субъекты общественного контроля в сфере ЖКХ. Помимо пунктов об общественном контроле он также содержит ряд поправок, касающихся распределения средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В частности, упрощается получение субъектами РФ господдержки со стороны фонда на переселение из аварийного жилья, а также устанавливается, что дома, признанные аварийными после 1 января 2012 года, подлежат сносу. Принятый закон уточняет вопросы, связанные с переселением из ветхого жилья в субъектах РФ. В соответствии с документом, «в первоочередном порядке подлежат переселению, помимо прочих, также граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы обрушения дома или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда». Это должно быть учтено при составлении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и приоритетных направлений государственной жилищной политики, направленных на преодоление диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства и создание условий для удовлетворения потребностей и спроса на жилье граждан, включая нуждающихся в государственной поддержке. Успешная реализация строительных проектов в современных условиях во многом зависит от решения проблем, связанных с избыточными административными процедурами, высокой стоимостью земельных участков, нестабильностью рынка стройматериалов, нехваткой квалифицированных кадров и поиском источников финансирования. Для поддержки строительного бума Правительство Российской Федерации подготовило новую национальную программу «Жилье для российской семьи», официальный старт которой будет дан в начале июля 2014 года. Программа предусматривает скоординированную работу всех основных участников ее реализации, в том числе Минстроя, государственных институтов развития (АИЖК, фонда РЖС), субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, застройщиков, ресурсоснабжающих организаций. Определены основные функции всех участников программы, подготовлен план-график реализации с распределением ответственности и целевыми показателями по основным этапам ее реализации.

Для выполнения госпрограммы потребуется не менее 1,9 трлн руб. При этом лишь 600 млрд руб. будет субсидировано государством, остальные деньги правительство планирует привлечь в качестве инвестиций и из внебюджетных источников. Приоритетным направлением в жилищном строительстве является развитие формы взаимодействия государства и инвесторов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Доступное жилье для российских семей появится на земельных участках фонда РЖС, на муниципальной и государственной собственности, а также на земле, которой владеют или арендуют застройщики.

Есть два основных критерия для отбора будущих новоселов жилья со скидкой: менее 18 кв. м на человека и доход, позволяющий сделать хотя бы первый взнос на квартиру. Окончательные требования сформулируют регионы. Разрабатываются механизмы использования материнского капитала, ипотечных кредитов. По подсчетам экспертов, уже через 15 лет собственное жилье будут иметь 50% россиян, которые смогут приобрести его за личные средства и с помощью ипотеки.

Отметим, что правительство поставило перед собой четыре основные задачи:
• существенно снизить среднюю цену за квадратный метр жилплощади за счет роста числа объектов эконом класса;
• увеличить число дешевой арендной недвижимости за счет помощи организациям, которые смогут выставить недвижимость в аренду по более низким ценам;
• помочь россиянам, которые самостоятельно не могут позволить себе приобрести жилье. Помощь будет заключаться в субсидировании первых взносов в ипотеку и предоставлении возможностей выбора жилья на рынке социальной недвижимости;
• улучшить условия для ипотечных кредитов, которые станут более доступными для всех социальных слоев населения.

В 2018 году, по мнению депутатов, разрабатывающих госпрограмму, квадратный метр жилплощади будет стоить примерно на 20% дешевле, чем сейчас. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект закона о порядке установления начальной цены аукциона при строительстве жилья экономического класса. Согласно документу, предлагается установить начальную цену в размере 80% от стоимости 1 кв. м жилого помещения, относящегося к жилью эконом-класса, определенной оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В сегодняшний момент начальная цена таких аукционов определяется как средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте РФ, установленная Минстроем России на дату принятия фондом РЖС решения о проведении аукционов.

При этом (начальная) максимальная стоимость 1 кв. м не может превышать максимальной цены продажи жилых помещений экономического класса, установленной правительством. В настоящий момент это 30 тыс. руб./кв. м. Государство разрабатывает механизм возмещения затрат застройщика на самое сложное — инженерную Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край, Белгородская, Кемеровская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тюменская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Вместе с тем в ряде субъектов зафиксировано серьезное отставание от графиков реализации программ переселения. Так, не заключено ни одного контракта в Камчатском крае и Чукотском автономном округе. В 12 регионах заключены контракты на приобретение менее 70% жилых помещений: Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Тыва, Чувашская Республика, Забайкальский край, Краснодарский край, Архангельская, Волгоградская, Ивановская, Калининградская, Кировская и Мурманская области.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, определяющий субъекты общественного контроля в сфере ЖКХ. Помимо пунктов об общественном контроле он также содержит ряд поправок, касающихся распределения средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В частности, упрощается получение субъектами РФ господдержки со стороны фонда на переселение из аварийного жилья, а также устанавливается, что дома, признанные аварийными после 1 января 2012 года, подлежат сносу. Принятый закон уточняет вопросы, связанные с переселением из ветхого жилья в субъектах РФ. В соответствии с документом, «в первоочередном порядке подлежат переселению, помимо прочих, также граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы обрушения дома или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда». Это должно быть учтено при составлении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и приоритетных направлений государственной жилищной политики, направленных на преодоление диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства и создание условий для удовлетворения потребностей и спроса на жилье граждан, включая нуждающихся в государственной поддержке. Успешная реализация строительных проектов в современных условиях во многом зависит от решения проблем, связанных с избыточными административными процедурами, высокой стоимостью земельных участков, нестабильностью рынка стройматериалов, нехваткой квалифицированных кадров и поиском источников финансирования. Для поддержки строительного бума Правительство Российской Федерации подготовило новую национальную программу «Жилье для российской семьи», официальный старт которой будет дан в начале июля 2014 года. Программа предусматривает скоординированную работу всех основных участников ее реализации, в том числе Минстроя, государственных институтов развития (АИЖК, фонда РЖС), субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, застройщиков, ресурсоснабжающих организаций. Определены основные функции всех участников программы, подготовлен план-график реализации с распределением ответственности и целевыми показателями по основным этапам ее реализации.

Для выполнения госпрограммы потребуется не менее 1,9 трлн руб. При этом лишь 600 млрд руб. будет субсидировано государством, остальные деньги правительство планирует привлечь в качестве инвестиций и из внебюджетных источников. Приоритетным направлением в жилищном строительстве является развитие формы взаимодействия государства и инвесторов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Доступное жилье для российских семей появится на земельных участках фонда РЖС, на муниципальной и государственной собственности, а также на земле, которой владеют или арендуют застройщики.

Есть два основных критерия для отбора будущих новоселов жилья со скидкой: менее 18 кв. м на человека и доход, позволяющий сделать хотя бы первый взнос на квартиру. Окончательные требования сформулируют регионы. Разрабатываются механизмы использования материнского капитала, ипотечных кредитов. По подсчетам экспертов, уже через 15 лет собственное жилье будут иметь 50% россиян, которые смогут приобрести его за личные средства и с помощью ипотеки.

Отметим, что правительство поставило перед собой четыре основные задачи:
• существенно снизить среднюю цену за квадратный метр жилплощади за счет роста числа объектов эконом-класса;
• увеличить число дешевой арендной недвижимости за счет помощи организациям, которые смогут выставить недвижимость в аренду по более низким ценам;
• помочь россиянам, которые самостоятельно не могут позволить себе приобрести жилье. Помощь будет заключаться в субсидировании первых взносов в ипотеку и предоставлении возможностей выбора жилья на рынке социальной недвижимости;
• улучшить условия для ипотечных кредитов, которые станут более доступными для всех социальных слоев населения.

В 2018 году, по мнению депутатов, разрабатывающих госпрограмму, квадратный метр жилплощади будет стоить примерно на 20% дешевле, чем сейчас. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект закона о порядке установления начальной цены аукциона при строительстве жилья экономического класса. Согласно документу, предлагается установить начальную цену в размере 80% от стоимости 1 кв. м жилого помещения, относящегося к жилью эконом-класса, определенной оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В сегодняшний момент начальная цена таких аукционов определяется как средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте РФ, установленная Минстроем России на дату принятия фондом РЖС решения о проведении аукционов.

При этом (начальная) максимальная стоимость 1 кв. м не может превышать максимальной цены продажи жилых помещений экономического класса, установленной правительством. В настоящий момент это 30 тыс. руб./кв. м. Государство разрабатывает механизм возмещения затрат застройщика на самое сложное — инженерную быть снижены на 30%. 115-й микрорайон Кузьминок должен был расселяться еще в 2004 году, однако предыдущая компания-застройщик не справилась с условиями инвестконтракта, и договор был расторгнут. Сейчас в микрорайоне успели снести три дома, столько же домов уже расселены и еще один — расселен наполовину.

Кроме того, девелоперам придется построить еще не менее 300 кв. м недвижимости, чтобы переселить людей из остальных домов, которые также предстоит снести. В Москве уже имеется прецедент принятия закона о строительной судьбе отдельного микрорайона — нормативный акт о расселении микрорайона «Камушки» в связи со строительством «Москва-Сити». Кроме того, в государственной программе города Москвы на 2012–2018 годы «Жилище» прописаны пункты по «развитию и легализации рынка найма и аренды жилья», а также по «подготовке и построению инвестиционной и нормативно-правовой модели строительства доходных домов» и «технико-экономических обоснований строительства доходных домов».

Развитие жилищного строительства и строительного комплекса в целом невозможно без прозрачного конкурентного рынка земельных участков. В настоящее время доступ к земельным ресурсам значительно осложняется огромным количеством избыточных процедур в сфере земельных отношений, а также административными барьерами, которые зачастую умышленно создаются органами власти на местах. Для решения этих проблем была проведена большая работа, результатом которой стало принятие ряда законопроектов, направленных на вовлечение в оборот земельных участков фонда РЖС для строительства жилья эконом-класса.

В рамках Второго всероссийского совещания по развитию жилищного строительства, состоявшегося 3 июня 2014 года в здании Правительства Москвы, участники обсуждали и вопросы развития жилищного строительства в Москве. Актуализированная версия государственной программы «Жилище» была утверждена 22 апреля 2014 года и впервые рассчитана на период до 2018 года. Новая редакция претерпела ряд изменений в части структуры, состава мероприятий, результатов и финансового обеспечения.

Основная программа состоит из нескольких малых подпрограмм:
1) «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки»;
2) «Выполнение государственных обязательств»;
3) «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда»;
4) «Управление жилищным фондом в городе Москве»;
5) «Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства».

Государственная программа города Москвы «Жилище» разработана и реализуется в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и Федеральной целевой программой «Жилище» с учетом особенностей Москвы как крупнейшего мегаполиса, осуществляющего столичные, административные и финансовые функции. Основные цели программы — повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве, создание комфортных условий временного проживания гостей столицы. Программа также предусматривает создание системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств. Особое значение также придается предоставлению москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве.

В новую версию ГП «Жилище» вошло 9 новых мероприятий, в числе которых приоритет отдан завершению ликвидации домов сносимых серий первого периода индустриального домостроения, проведению организационно-аналитической работы по защите прав дольщиков, обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также легализации и развитию рынка найма в Москве.

В Москве продолжается программа по сносу пятиэтажек. Снос ветхих пятиэтажек сносимых серий проводится в рамках городской программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения. По состоянию на 10 июня 2014 года программа выполнена на 84,5%. Основной объем сноса планируется завершить в 2015 году. Осталось снести 270 ветхих пятиэтажных домов общей площадью 985,8 тыс. кв. м: в Северо-Восточном округе — 64 дома, в Восточном — 17, в Юго-Восточном — 5, в Юго-Западном — 39, в Западном — 83, в Северо-Западном и Северном — по 31. В Центральном, Южном и Зеленоградском административных округах программа сноса полностью завершена. Как ранее отмечал руководитель Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин, программа сноса пятиэтажных домов — одно из важнейших направлений программы «Жилище». Это обусловлено тем, что свободных площадок для строительства практически не осталось и основным ресурсом площади, наряду с промзонами, является строительство на освобожденных после сноса территориях, подчеркнул он.

В 2013 году более 20 тыс. москвичей улучшили жилищные условия по социальным программам, причем 12 тыс. из них переехали в новые квартиры по программе сноса ветхих пятиэтажных домов. Городская программа по сносу пятиэтажек первого периода индустриального домостроения завершится к концу 2016 года. Когда будет закончена программа по сносу старых пятиэтажек, тогда власти Москвы смогут перейти к новой программе, в рамках которой может быть ликвидировано около 25 млн кв. м жилья и, по расчетам, построено около 50 млн кв. м нового.

Демонтаж старых домов будет сопровождаться строительством инфраструктуры, которая нужна москвичам для качественной жизни. Снос пятиэтажных зданий и реконструкция промзон на сегодняшний день являются, по сути, единственными источниками новых площадок под строительство жилья в пределах МКАД. Новую недвижимость быть снижены на 30%. 115-й микрорайон Кузьминок должен был расселяться еще в 2004 году, однако предыдущая компания-застройщик не справилась с условиями инвестконтракта, и договор был расторгнут. Сейчас в микрорайоне успели снести три дома, столько же домов уже расселены и еще один — расселен наполовину.

Кроме того, девелоперам придется построить еще не менее 300 кв. м недвижимости, чтобы переселить людей из остальных домов, которые также предстоит снести. В Москве уже имеется прецедент принятия закона о строительной судьбе отдельного микрорайона — нормативный акт о расселении микрорайона «Камушки» в связи со строительством «Москва-Сити». Кроме того, в государственной программе города Москвы на 2012–2018 годы «Жилище» прописаны пункты по «развитию и легализации рынка найма и аренды жилья», а также по «подготовке и построению инвестиционной и нормативно-правовой модели строительства доходных домов» и «технико-экономических обоснований строительства доходных домов».

Развитие жилищного строительства и строительного комплекса в целом невозможно без прозрачного конкурентного рынка земельных участков. В настоящее время доступ к земельным ресурсам значительно осложняется огромным количеством избыточных процедур в сфере земельных отношений, а также административными барьерами, которые зачастую умышленно создаются органами власти на местах. Для решения этих проблем была проведена большая работа, результатом которой стало принятие ряда законопроектов, направленных на вовлечение в оборот земельных участков фонда РЖС для строительства жилья эконом-класса.

В рамках Второго всероссийского совещания по развитию жилищного строительства, состоявшегося 3 июня 2014 года в здании Правительства Москвы, участники обсуждали и вопросы развития жилищного строительства в Москве. Актуализированная версия государственной программы «Жилище» была утверждена 22 апреля 2014 года и впервые рассчитана на период до 2018 года. Новая редакция претерпела ряд изменений в части структуры, состава мероприятий, результатов и финансового обеспечения.

Основная программа состоит из нескольких малых подпрограмм:
1) «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки»;
2) «Выполнение государственных обязательств»;
3) «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда»;
4) «Управление жилищным фондом в городе Москве»;
5) «Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства».

Государственная программа города Москвы «Жилище» разработана и реализуется в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и Федеральной целевой программой «Жилище» с учетом особенностей Москвы как крупнейшего мегаполиса, осуществляющего столичные, административные и финансовые функции. Основные цели программы — повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве, создание комфортных условий временного проживания гостей столицы. Программа также предусматривает создание системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств. Особое значение также придается предоставлению москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве.

В новую версию ГП «Жилище» вошло 9 новых мероприятий, в числе которых приоритет отдан завершению ликвидации домов сносимых серий первого периода индустриального домостроения, проведению организационно-аналитической работы по защите прав дольщиков, обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также легализации и развитию рынка найма в Москве.

В Москве продолжается программа по сносу пятиэтажек. Снос ветхих пятиэтажек сносимых серий проводится в рамках городской программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения. По состоянию на 10 июня 2014 года программа выполнена на 84,5%. Основной объем сноса планируется завершить в 2015 году. Осталось снести 270 ветхих пятиэтажных домов общей площадью 985,8 тыс. кв. м: в Северо-Восточном округе — 64 дома, в Восточном — 17, в Юго-Восточном — 5, в Юго-Западном — 39, в Западном — 83, в Северо-Западном и Северном — по 31. В Центральном, Южном и Зеленоградском административных округах программа сноса полностью завершена. Как ранее отмечал руководитель Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин, программа сноса пятиэтажных домов — одно из важнейших направлений программы «Жилище». Это обусловлено тем, что свободных площадок для строительства практически не осталось и основным ресурсом площади, наряду с промзонами, является строительство на освобожденных после сноса территориях, подчеркнул он.

В 2013 году более 20 тыс. москвичей улучшили жилищные условия по социальным программам, причем 12 тыс. из них переехали в новые квартиры по программе сноса ветхих пятиэтажных домов. Городская программа по сносу пятиэтажек первого периода индустриального домостроения завершится к концу 2016 года. Когда будет закончена программа по сносу старых пятиэтажек, тогда власти Москвы смогут перейти к новой программе, в рамках которой может быть ликвидировано около 25 млн кв. м жилья и, по расчетам, построено около 50 млн кв. м нового.

Демонтаж старых домов будет сопровождаться строительством инфраструктуры, которая нужна москвичам для качественной жизни. Снос пятиэтажных зданий и реконструкция промзон на сегодняшний день являются, по сути, единственными источниками новых площадок под строительство жилья в пределах МКАД. Новую недвижимость построят за счет освоения промзон, а также строительства на присоединенных территориях и реконструкции микрорайонов.

Москва в «старых» границах занимает площадь более 108,1 тыс. га, на которой доля территорий жилых зон составляет 23%. Объем строительства жилья в столице с 2000 по 2011 год составил около 44 млн кв. м, 13,7 млн кв. м из них построены за счет городского бюджета. В 2012 году московские строители ввели в эксплуатацию 2,5 млн кв. м жилых домов, превысив показатели 2011 года, когда в Москве было сдано 2,1 млн кв. м. Тем не менее ведущим сегментом жилищного строительства в Москве является возведение жилых домов за счет инвесторов. В то же время за последнее десятилетие остаются актуальными проблемы доступности жилья для жителей города; отсутствие развитого рынка найма жилых помещений; старение жилого фонда; низкий уровень комфорта жилой застройки. Все это в совокупности требует концептуально новых подходов решения проблем в сфере жилищного строительства. Среди приоритетных задач новой программы — выполнение обязательств по обеспечению жильем льготных категорий граждан и молодых семей, переселение жителей пятиэтажек первого периода индустриального домостроения, завершение строительства жилых зданий по инвестиционным контрактам с участием города, создание цивилизованного рынка аренды жилья, развитие гостиничной отрасли города, анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости.

По данным главы Департамента градостроительной политики столицы Сергея Лёвкина, в 2014 — 2018 годах в рамках реализации государственной программы «Жилище» построят и введут в эксплуатацию не менее 21 млн кв. м недвижимости жилого назначения. На осуществление госпрограммы «Жилище» в Москве до 2019 года направят 2,1 трлн руб. Причем из столичного бюджета выделяется свыше 777 млрд руб., из бюджета страны — 138 млрд руб. Остальные средства предоставляют инвесторы. В 2014 же году финансирование составит более 311 млрд руб. При этом в 2013 году оно было на уровне 303 млрд руб. На строительство нового жилья и реновацию существующей жилой застройки в январе–марте было израсходовано 15,83 млрд руб., говорится в отчете об исполнении бюджета Москвы за первый квартал 2014 года, подписанном Мэром Москвы Сергеем Собяниным. Отчет уточняет, что это 13,52% от годового объема бюджетных ассигнований (117 млрд руб.). На капитальный ремонт и модернизацию жилищного фонда в первом квартале городская казна потратила 1,14 млрд руб., или 5,83% от годового плана (19,5 млрд руб.). На управление жилищным фондом в Москве в первом квартале бюджет израсходовал 1,58 млрд руб., на содержание и благоустройство территории жилой застройки — 6 млрд руб. В планах столичных властей на 2014 год — ввод в эксплуатацию около 8,7 млн кв. м недвижимости, из них жилья — более 3 млн кв. м.

Особое место в инвестиционных планах Правительства Москвы занимают присоединенные территории (150 тыс.га), где за прошедший год было построено 2 млн кв. м недвижимости и создано 35 тыс. рабочих мест. Масштаб коммерческих вложений, которые намечены для развития «новой» Москвы, – 7 трлн руб., из них 2 трлн руб. — вложения в инфраструктуру. Перед Правительством Москвы поставлена государственная задача – построить на присоединенной территории новый город с 1,5-миллионным населением и миллионом рабочих мест. В 2014 году общий объем капитального строительства в «новой» Москве составит 2442,65 тыс. кв. м, в том числе жилищное строительство — 1582,8 тыс. кв. м, в плане социального строительства: 8 детских садов, 2 школы на 900 мест, 2 поликлиники на 300 и 100 посещений в смену, 4 модульные поликлиники на 460 посещений в смену, 1 объект культуры. В плане строительства метрополитена: 2 станции метро — «Румянцево», «Саларьево» (планируемый ввод — декабрь 2014 года), протяженность — 7,6 км. На территории ТиНАО в мае введено 95,5 тыс. кв. м жилой недвижимости, из них 74 тыс. кв. м – это многоквартирные дома в поселениях Воскресенское, Сосенское, Московский и Коммунарка, а 21,5 тыс. кв. м – малоэтажное жилье. Всего за 5 месяцев текущего года на новых территориях Москвы введено 685 тыс. кв. м жилой недвижимости (при плане 2014 года 1582 тыс. кв. м), что на 34% больше показателя за аналогичный период прошлого года. В июне в «новой» Москве планируется ввести в эксплуатацию около 200 тыс. кв. м жилой недвижимости. Строительные организации в ТиНАО намерены с максимальной эффективностью использовать летние месяцы. Больше всего жилья будет сдано в деревне Язово поселения Воскресенское: в этом районе в эксплуатацию введут почти 60 тыс. кв. м. Также в первый месяц лета на присоединенных территориях планируют открыть 2 детских сада и 2 реконструированные дороги. Объемы жилищного строительства в ТиНАО будут нарастать. Например, в 2015 году на новых территориях планируется построить 1,8 млн кв. м жилья, а к 2016 году этот показатель достигнет 2 млн кв. м. Кроме того, для будущих жилых комплексов и микрорайонов в ТиНАО разработают новые требования к парковочному пространству. Они будут зависеть от удаленности жилья от МКАД и станций метрополитена, этажности жилого комплекса, а также доступности наземного общественного транспорта.

Планируется, что в результате реализации программы «Жилище» в Москве 12,7 тыс. семей смогут приобрести квартиры с помощью субсидий из городского бюджета; за счет городского жилого фонда будут улучшены жилищные условия 75,5 тыс. семей; к 31 декабря 2016 года на 100% будет завершено строительство по ранее заключенным инвестиционным контрактам; завершена ликвидация домов, подлежащих сносу, серий первого периода индустриального домостроения; будут введены бездотационные дома общей площадью 424 тыс. кв. м; уровень обеспеченности населения жильем составит 24 кв. м/чел.; будут введены в эксплуатацию 177 гостиниц с номерным фондом свыше 51 тыс. единиц; выполнен капитальный ремонт жилых домов в объеме 23,5 млн кв. м (Источники: данные официального сайта Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы http://stroi.mos.ru/; данные официального сайта Департамента строительства города Москвы http://ds.mos.ru/, данные официального сайта Федеральной целевой программы «Жилище» http://www.fcpdom.ru/).

Источник




Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: