Малый и средний бизнес Приморья не доволен "алкогольным" законом и "кадастровым" налогом

23 Июня 2015

Члены общественного экспертного совета по развитию МСП выдвинули свои предложения по снижению негативного воздействия новых поправок

Владивосток, 23 июня, PrimaMedia. Поправки в краевой "алкогольный" закон и Земельный кодекс, а также идея "кадастрового налога-2016" вызвали нарекания у членов ОЭС по развитию малого и среднего предпринимательства. В ходе заседания предприниматели высказали мнение, что такие изменения в законодательстве скорее приносят вред, чем пользу малому и среднему бизнесу. В итоге члены ОЭС подготовили список предложений законодателям, призванных снизить негативное влияние поправок, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Кадастр на ощупь

Споры, которые не утихают вокруг даты введения "кадастрового налога" с мая этого года, не обошли стороной и общественный экспертный совет. Обсуждение началось с вопроса о том, насколько компетентны и достоверны результаты работы оценщиков.

- Единственная возможность оспорить кадастровую стоимость имущества - через суд, и причем практически все эти суды выигрываются. У бизнеса вопрос: если все эти суды выигрываются, значит все-таки что-то в этой оценке не так?, - начала рассмотрение вопроса Юлия Пак.

Ответственный секретарь ОЭС Вадим Лепский пояснил собравшимся, что кадастровая стоимость – это, по сути, усредненная рыночная стоимость объектов недвижимости. При этом с кадастровой стоимостью любой предприниматель, вынужденный платить налог и аренду, может не согласиться и оспорить ее в комиссии (в составе представителя Росреестра, представителя краевого департамента земельных и имущественных отношений, представителя Кадастровой палаты и независимого оценщика – ред.) либо в суде.

- К членам ОЭС обращаются предприниматели, которые сталкиваются с тем, что внезапно у них налог на земельный участок оказался неподъемным или они понимают, что в течение нескольких лет, к 2019 году, 2% будут уже неподъемным налогом для них. И люди начинают думать о том, все ли нормально со стоимостью их участков, - сказал Вадим Лепский.

А со стоимостью участков зачастую действительно в порядке не все. Сам механизм кадастровой переоценки после изучения всех материалов представился Вадиму Лепскому сомнительным. Как рассказала заместитель руководителя управлению Росреестра по Приморскому краю Наталья Сопова, несовершенство методологии понимают и на федеральном уровне.

- У нас сейчас очень большие вопросы с кадастровой стоимостью как земельных участков, так и уже оцененных объекты капитального строительства. Как у нас проходила оценка земель населенных пунктов? Берется участок, берутся сведения из государственной кадастровой недвижимости, все, что там учтено - это все передается оценщикам. И они, основываясь на этих данных и других публичных сведениях, оценивают, сколько примерно может стоить тот или иной объект.

Большая судебная практика и большие вопросы аккумулируются в правительстве, фактически идет переработка той методологии, из которой определяется кадастровая стоимость. Но пока изменение в законодательство не внесено, мы имеем то, что имеем, - сказала Наталья Сопова.

Отвечая на вопрос предпринимателей Наталья Сопова рассказала, что на сегодняшний день кадастровую оценку имеют более 700 тысяч земельных участков и 1 млн 300 тысяч объектов капитального строительства.

- Я знаю, что если к оценщику обратиться за оценкой недвижимости, длительность такой оценки составит 20-30 дней. Это же сколько они должны были оценивать 700 тысяч участков? И качество оценки пострадало ли? Хотя, я думаю, ответ на этот вопрос очевиден, - сказал Вадим Лепский.

В свою очередь Наталья Сопова акцентировала внимание присутствующих на том, что оценка называется массовой, и отметила, что оценщики не выезжают на каждый объект, а проводят работу по стандартам, определенным на федеральном уровне.

- У нас претензии не к тому, кто провел оценку, а к самой методологии, - подчеркнула Юлия Пак.

- Это действительно проблема российская, российского законодательства, - согласилась Наталья Сопова, заметив, что поменять систему возможно лишь на федеральном уровне.

Вопрос с кадастровой оценкой обострился еще и потому, подчеркнули участники заседания, что с августа 2014 года первой инстанцией по оспариванию кадастровой стоимости вместо арбитражного суда стал краевой суд. Таким образом, в случае принятия решения не в пользу предпринимателя подавать апелляцию истцу придется в Москве, что значительно увеличивает издержки бизнесменов.

- У нас теоретически все хорошо принимается, но механизм запускается очень долго, а часть вещей – вообще не работает, - охарактеризовал ситуацию Вадим Лепский.

По итогам рассмотрения вопроса члены ОЭС приняли решение выступить с предложением о внесении представителя общественного экспертного совета в состав специальной комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов.

На этом обсуждение вопроса должно было подойти к концу, но слово взял председатель комиссии Общественной палаты Владимир Закамов.

- Идут большие споры вокруг даты введения этого закона на территории Приморья. Есть регионы, которые с 1 января 2015 года уже приняли этот закон, в том числе и в ДФО. Пока они вроде имеют какой-то положительный результат. Члены общественной палаты уже склонны к тому, что может и нам с 1 января 2016 года ввести правки по введению этого налога и у нас. Но это не говорит о том, что мы будем раньше на 4 года платить, просто тот налог, который мы должны будем с вами заплатить в 2020 году, будет разбит на 20%. В результате, это позволит получить практику. Таким образом и жители, и предприниматели будут иметь возможность решать вопросы, с которыми они не согласны, особенно с оценкой кадастровой стоимости, - сказал господин Закамов.

- Простите, а вы в какое время живете?, - спросил председателя комиссии ОП член экспертного совета Виталий Дубовой. - Курс доллара, кризис. По всем городам и селам висят таблички "сдается в аренду", "продается". Не получится, что хотели, как лучше, а получим, как всегда?

- Все равно до 2020 года закон вступит в силу везде, - ответил Владимир Закамов. - Существуют два основных подхода. Первый - ничего не делать, дождаться января 2020 года и платить налог как полагается по той стоимости, которая предусмотрена законом. И второй подход, который позволит Приморью постепенно, медленно войти в систему данного налога.

- Хорошо, если постепенно входить, почему Общественная палата не входит в стоимость и в методику кадастровой оценки стоимости земли? Проблем очень много, а закон принят как всегда очень быстро. А потом что получим? Этот закон сегодня нельзя принимать. У нас маржи уже нет платить обороты, увеличение зарплаты и так далее. Это серьезные уже деньги. Увеличится арендная плата, из торгового центра начнут уходить люди, - сказал Виталий Дубовой.

В целом другие члены ОЭС поддержали позицию Виталия Дубового, подчеркнув, что "кадастровый" налог негативно скажется не только на самих предпринимателях, но и на потребителях – увеличение налога повлечет за собой рост цен.

- Предлагаю этот вопрос перенести на отдельное заседание, - подытожила Юлия Пак. - Я согласна со своими коллегами.

Зачем вводить закон и на ощупь смотреть, "а как он пульнет"? Мы уже столько этих законов сейчас оспариваем.

Давайте примем закон, тот же 536-й (закон "О регулировании розничной продажи алкогольной продукции и профилактике алкоголизма на территории Приморского края" - ред.), и посмотрим, загнется бизнес или нет? Так нельзя подходить, лучше сразу это все прорабатывать. Вопрос по налогу нужно не упустить.

"Алкогольный" закон

Упомянутый выше 536-й закон Приморского края, нависший над предпринимателями дамокловым мечом, удостоился отдельного обсуждения на заседании. Теперь алкогольную продукцию запрещено продавать в зданиях, где располагаются детские, образовательные или медицинские организации. А это значит, что ни один владелец магазина, расположенного жилых или административных зданиях, не сможет продлить или получить лицензию на продажу алкоголя, если в том же здании располагаются вышеперечисленные объекты. Хотя пока оценить реальные последствия закона не представляется возможным – многие магазины работают еще по старым лицензиям.

- Проблема заключается в том, что многие торговые центры и многие магазины, которые находятся на первом этаже жилого дома, сейчас не могут получить лицензию. Потому что, например, на одном конце дома 10 лет находился продуктовый магазин, а из-за того, что с другого конца дома открылся массажный кабинет или стоматология, бизнесу приходится закрываться, - сказала председатель ОЭС Юлия Пак.

Как отмечалось в ходе заседания, при таком раскладе краевой бюджет за год будет терять порядка 16 млн рублей от налога по акцизам, еще более 11,6 млн рублей - из расчета 65 тысяч рублей за получение и продление лицензии сроком на 1 год.

Всего же на сегодняшний день в Приморском крае выданы 3 тысячи 391 лицензия на реализацию алкогольной продукции. Из них 892 лицензии приходятся на Владивосток. По оценкам специалистов, не менее 317-ти из этих 892 лицензиатов подвержены риску не продлить лицензию и не менее 148-ми будут лишены возможности продлить лицензию.

Кроме того, как отметили предприниматели, новые поправки могут просто задушить малый бизнес, для которого продажа алкоголя часто является инструментом для повышения рентабельности.

- Неполучение лицензии – это однозначно уход в теневой бизнес, - подчеркнула Юлия Пак.

"Алкогольный" закон – это палка о двух концах, сказал директор департамента лицензирования и торговли Приморья Елена Коваль. С одной стороны, регион находится в тройке лидеров по количеству выпитого спиртного, с другой - 35-40% прибыли продуктовые точки получают от продажи алкоголя. Глава департамента также подчеркнула, что администрация Приморья не только не выступала инициаторами новых поправок, но и выступала против них.

- Фактически те магазины, которые лишаются лицензии на алкоголь, через какое-то время будут вынуждены закрыться, поскольку налоги, которые предприниматели платят, они все равно останутся.

Поэтому мы (администрация Приморья – ред.) заинтересованы в том, чтобы у нас было как можно легальных больше точек.

Поэтому на следующей межведомственной комиссии одним из вопросов будет вопрос о влиянии этого закона на бизнес, - сказала Елена Коваль.

В итоге экспертный совет принял решение направить результаты мониторинга губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому и в Законодательное собрание Приморья, а также выступить с предложением внести изменения в закон: запретить реализацию алкоголя именно в самих учреждениях здравоохранения, а также в образовательных, детских и спортивных.

Земля, прощай

Прошлогодние изменения в Земельный кодекс тоже не порадовали предпринимателей, создав большие проблемы владельцам нестационарных объектов торговли.

Теперь договор о размещении на земельном участке не является препятствием для сдачи этого же участка в аренду. И, если кто-то выиграет торги и подпишет договор аренды на земельный участок, то тому, кто находится там по договору на размещение, придется уйти.

- Многие владельцы киосков, те, у которых сейчас закончился договор аренды, должны проходить процедуру торгов. Эта ситуация не дает бизнесу гарантий, и ставит в преимущественное положение именно договор аренды и процедуру торгов, - сказала Юлия Пак.

Она также отметила, что экспертный совет принял решение выйти с предложением к Законодательному собранию Приморья и губернатору Владимиру Миклушевскому ограничить возможность образования земельного участка и его последующей реализации или сдачи в аренду при условии наличия действующего договора о размещении.

Стоит отметить, что даже если предприниматель выиграет торги, срок аренды земельного участка под размещение нестационарных объектов составляет всего лишь 1 год.

- Каждый год предприниматель должен будет дергаться, выиграет он торги или нет. И получается, что каждый год он должен будет вывозить свой объект и заново проходить торги. Кстати, было предложение департамента земельных и имущественных отношений, прописать в краевом законе норму, что договор должен заключаться на срок не менее 5 лет, - сказала Юлия Пак.

Член ОЭС Павел Гетман отметил, что, по сути, нынешние арендные условия рассчитаны на бизнес с фантастическим доходом, а затем плавно вернулся к теме "кадастрового" налога.

- Я хочу заметить, что важна еще экономическая составляющая. То есть сроки окупаемости бизнеса за 12 месяцев – это я представляю, какая должна быть валовая маржа. А со всеми 20% годовых цифра на 5 лет - не самая приятная. Мы сейчас должны переходить именно на цифры. Я думаю, что если Общественная палата сможет мотивировать, эти деньги через 5 лет, которые мы сегодня заплатим, они будут стоить уже совсем по-другому. И уж простите, лучше я через 5 лет заплачу эту сумму, чем сейчас, - сказал он.

И снова председатель комиссии Общественной палаты объявил собравшимся, что закон уже принят, и снова перечислял преимущества четырехлетнего перехода на новую систему, и снова Владимир Закамов наткнулся на стену непонимания.

- Сколько раз мы меняли эти законы? Сколько было вводных? 5 лет! За 5 лет может так поменяться законодательство. Смысл бизнесу платить сейчас, если можно заплатить через 5 лет? Может все вообще к тому времени отменят? Еще не известно, как кризис будет. А вы нас хотите сейчас "подсадить на иглу", чтобы мы частями уже сейчас стали платить, - парировал Павел Гетман.

- Мы не хотим, мы хотим максимально снизить риски, - ответил Владимир Закамов.

Спор прервала Юлия Пак, которая напомнила собравшимся, что вопрос о "кадастровом" налоге будет вынесен на отдельное обсуждение, в котором члены ОЭС по развитию малого и среднего предпринимательства примут активное участие.
Источник: http://primamedia.ru/news/economics/23.06.2015/445177/maliy-i-sredniy-biznes-primorya-ne-dovolen-alkogolnim-zakonom-i-qu.html



Региональное отделение:  Приморское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: