Банкрот заплатит за все

24 Июня 2015

До окончания весенней сессии Госдуме предстоит принять несколько важнейших для экономики законов, подготовку которых ведет Комитет по вопросам собственности. Они касаются защиты прав работников предприятий-банкротов, укрепления банковской системы и рубля, вопросов реформирования космической отраслью.

Эти законопроекты будут рассмотрены в ближайшие дни. Кроме того, глава Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов рассказал "РГ" о готовящихся поправках в уже принятые законы.

Сергей Анатольевич, с 1 октября вступает в силу закон о реабилитационных процедурах в отношении физических лиц (о банкротстве физлиц). Ваш комитет спешно вносит изменения в него. С чем это связано?

 
 

Сергей Гаврилов: Это важнейший закон для граждан-должников, попавших в трудную финансовую ситуацию. Они уже накопили банковских долгов на один триллион рублей.

В России 2 миллиона должников, многие имеют по несколько невыплаченных кредитов. В условиях кризиса, недостаточной финансовой грамотности населения фактор потребительского кредитования превратился из фактора роста в фактор риска. И с 1 октября должники смогут при наличии источников дохода просить суды о процедуре реабилитации, то есть об отсрочке кредитов, растянутой на три года.

Однако новая процедура очень сложна в правоприменении - управляющим нужно оценить имущество физлиц, наладить работу с кредиторами, требующими вернуть долги, с самими гражданами. А судьям общей юрисдикции, как это написано в законе, принимать итоговые решения.

Оценив подготовку судей, мы нашли ее недостаточной. К сожалению, они пока не готовы к работе с гражданами-банкротами. Поэтому мы предлагаем поправку в закон - передать судебные разбирательства такого рода в арбитражные суды.

2 миллиона россиян имеют от трех до восьми невыплаченных в срок банковских кредитов

А они не утонут в заявлениях о банкротстве физлиц?

Сергей Гаврилов: Мы постарались избежать такой ситуации. Планка долга, с которой кредитор вправе обращаться в суд с иском на должника, - 500 тысяч рублей. Средний размер кредита граждан-должников - 200-300 тысяч рублей. Если бы мы с этой суммы начинали, то суды были бы завалены десятками тысяч дел. С председателем Верховного суда мы уже обсудили проблему реализации закона. И будем отслеживать, как идет процесс каждый месяц, анализировать, какие потребуются дополнения, ужесточения.

С 1 октября жители 28 регионов начнут платить налог на имущество по кадастровой оценке недвижимости. Все в силе?

Сергей Гаврилов: Срок явно недостаточный. Поэтому мы предлагаем приостановить с 1 октября отдельные нормы законодательства о кадастровой оценке земли, экспертизе, саморегулировании в сфере кадастровых оценщиков и инженеров. Надо привязать кадастровую оценку к реальной. Поправки будут готовы к осени.

В чем их суть?

Сергей Гаврилов: Кадастровую оценку должен проводить государственный оценщик по государственным стандартам и методикам. Этого не было в законодательстве, поэтому произошли значительные перекосы.

Мы сегодня видим, что кадастровая оценка иногда выше рыночной. Есть факты завышения в 20 раз. С одной стороны, вы по ней никогда не продадите свою недвижимость. С другой, в следующем году это приведет к резкому росту налогов. Как для физических лиц, так и для бизнеса, для сельхозпредприятий. Против чего мы категорически возражаем. Это опаснейший вопрос.

Мы хотим вернуть государство в сферу кадастровой оценки. Надо понять, что объективно регионы и муниципалитеты заинтересованы в росте кадастровой оценки, потому что имущественные налоги физлиц пополняют местные бюджеты.

Но завышение кадастровой оценки, повышение объема налогов приведет не только к массовому недовольству населения, но к резкому падению сбора налогов. Люди просто не смогут платить налоги, которые превышают пенсии, ведут к социальному расслоению. Если два соседа, живущих на одинаковых участках, заплатят в разы разные налоги, то это не может не вызывать напряжения внутри тех же обществ садоводов и дачников.

Сергей Анатольевич, в августе в стране появится новая госкорпорация "Роскосмос". Ответственным за подготовку законопроекта о реорганизации ракетно-космической отрасли назначен ваш комитет. Что изменится?

Сергей Гаврилов: Мировой рынок космических услуг сейчас составляет порядка 300 миллиардов долларов. Россия занимает на нем меньше полпроцента.

Мы, первопроходцы в области космоса, работаем извозчиками, "забрасываем" чужие корабли. У нас больше 60 процентов таких запусков. А коммерческое использование - зондирование земли, связь, навигация - явно отстает.

Неправильная конкурентная политика приводит к очень серьезным для страны и для отрасли последствиям. С теми темпами, которыми у нас происходила деградация ракетно-космического комплекса, несмотря на огромный энтузиазм космонавтов, многих ученых, можно вылететь из пятерки крупнейших космических держав мира.

Почему все же выбрана форма госкорпорации?

Сергей Гаврилов: Формирование госкорпораций позволяет системно координировать загрузку организаций, создающих ракетно-космическую технику.

Это повышает контроль за расходованием средств, подталкивает научно-технические разработки и привлекает частный бизнес, современные айти-компании, инновационные. Мы сможем не просто фантазировать, а иметь управленческую машину для достижения целей в космосе.

Статус государственной корпорации предполагает и формирование ее единого имущественного комплекса. Все ныне разрозненное имущество акционерных обществ, НИИ, унитарных предприятий и учреждений, формально относящихся сейчас к ракетно-космической отрасли, передадут в одни руки. Такая консолидация в реальном секторе является главным условием технологического перевооружения и модернизации производства.

Наконец, это проведение постоянного аудита, чтобы не допустить расхищения и неэффективного использования миллиардов государственных денег. Сейчас главная задача - построить космодром Восточный.

С помощью нового закона это будет возможно?

Сергей Гаврилов: Да, потому что поставит, наконец, стройку номер один в России под жесткий контроль государства. У нас будет теперь механизм, с кого спросить. Не с полуанонимных и малопонятных застройщиков, генподрядчиков, а с государственной корпорации, которая объединяет и властные, и хозяйственные полномочия.

Деньги станут доступнее

Западные рынки капитала сегодня для наших банков закрыты. Но ресурсы внутри страны есть. Вы хотите сократить в три раза время на привлечение капитала через упрощение процедуры допэмиссии. Каким образом?

Сергей Гаврилов: Мы допускаем (а в кризис это очень важно) расширить возможности привлечения акционерного капитала и внесения акционером имущественного взноса в банки, если те испытывают серьезные финансовые трудности. Цель - не допустить банкротств.

А сколько банков государство поддержит с допэмиссией?

Сергей Гаврилов:Не менее десятка тех, кто наиболее зависим от работы международных рынков. Мы повышаем достаточность их капитала, главное - безопасность банковской системы, возможность кредитования реального сектора. Думаю, за лето подпитка будет реализована.

Наша задача: не просто поддерживать эффективную работу госкорпораций или компаний с госучастием, а переосмыслить их роль в качестве локомотива, драйвера экономического роста. Эти меры в том числе должны способствовать укреплению курса рубля. И вести к дальнейшему снижению ключевой ставки.

Снижение уже произошло. Считаете, еще необходимо?

Сергей Гаврилов: До 11,5 процента. Разумная динамика. Но можно ввести в дополнение и отдельный механизм кредитования по пониженной ставке при реализации сложнейших и жизненно важных для страны инвестиционных проектов.

Речь идет о выпуске инфраструктурных облигаций, облигаций предприятий, которые принимались бы в залог Банком России через инструмент РЕПО. Инвестиции в инфраструктуру при этом мало отражаются на реальной инфляции на потребительском рынке.

Хотел бы подчеркнуть, что, концентрируя внимание на повышении роли государства в кризисный период, мы одновременно поддерживаем малый и средний бизнес. Например, только что Госдумой принят в третьем чтении долгожданный закон о льготном выкупе недвижимости, которую арендуют малые компании. На три года продлеваем срок "малой приватизации", до 1 июля 2018 года.

Рубль против доллара - ваша оценка. В чем хранить деньги?

Сергей Гаврилов: Думаю, до осени у нас нет оснований беспокоиться о колебаниях рубля. Осенью будут изменения на глобальных рынках. Мой совет: лучше разместить свободные средства в банках в ближайшее время.

Законодательство о банкротстве является одним из приоритетных направлений работы вашего комитета? Какие изменения нас здесь ожидают?

Сергей Гаврилов: Прежде всего в эту сессию был принят закон, который решит проблему погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям граждан на предприятиях-банкротах.

Требования сотрудников по выплате задолженности по зарплате будут выполняться в первую очередь. Люди получат право инициировать банкротство своих предприятий, если им не платят более трех месяцев.

Долги по заработной плате при банкротстве предприятий будут выплачивать в первую очередь

Кроме того, если предприятие прогорает, то долги по зарплате будут выплачиваться из государственных фондов. Но это в перспективе. Удалось принять вместе с правительством решение о необходимости подготовки специального закона о гарантиях погашения задолженности по зарплате и выходным пособиям на предприятиях-банкротах.

Его планируется ввести в действие в течение нескольких лет. Возможно, и в более ранний срок, если будет найден соответствующий источник бюджетного финансирования.

Пока же работники предприятий будут активными участниками контроля и процедуры самого банкротства, чтобы их за заборы не выводили, как сейчас повсеместно происходит.

И каким образом представители работников будут участвовать в процедурах банкротства? У них хватит полномочий?

Сергей Гаврилов: Инициировать банкротство, голосовать на собраниях кредиторов и комитета кредиторов, участвовать во всех судебных слушаниях по процедуре банкротства.

Для этого будут проводиться конференции в трудовых коллективах с участием в том числе и бывших работников, перед которыми не погашена задолженность по выплате выходных пособий. На такой конференции будет избираться представитель коллектива, который от его имени будет осуществлять все права кредитора.

Если работники окажутся недовольны его работой, то в любой момент вправе собрать еще одну конференцию и переизбрать представителя.

Оплата работы представителя идет за счет должника. Закон касается государственных и частных предприятий-банкротов.

Какие законодательные приоритеты наметили на осеннюю сессию?

Сергей Гаврилов: Считаем необходимым внести в действующее законодательство о банкротстве изменения, направленные на финансовое оздоровление стратегических акционерных обществ и федеральных унитарных предприятий.

Поправки позволят защитить имущество должников от рейдерских атак, когда арбитражный управляющий - "киллер", просто добивает предприятие, и его нельзя проконтролировать и остановить. Кстати, мы ужесточили ответственность арбитражных управляющих, вплоть до дисквалификации, запрета на профессию на срок до трех лет.

Изучаем зарубежный, в том числе американский, по передаче предприятий-банкротов тем управляющим, которые способны их вытащить, оздоровить.

По данным статистики, сегодня лишь незначительное число дел о банкротстве в России характеризуется применением реабилитационных процедур и заканчивается восстановлением платежеспособности должников. В большинстве заканчивается распродажей активов и имущества , ликвидацией предприятия.

Мы в комитете считаем крайне важным сохранение потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота, особенно когда речь идет о предприятиях и организациях реального сектора экономики. Это вопрос и промышленного развития, и экономической безопасности нашей страны.


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: