Игорь Васильев: «Росреестр ставит коррупции электронные барьеры»16 Июля 2015 В 2014 году за преступления в сфере коррупции осуждены около 11 тыс. человек, сообщила недавно председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Из них 1300 получили реальные сроки, а 6400 приговорены к штрафам на общую сумму 2,2 млрд рублей.Коррупция по сей день остается серьезным пороком общества, поражающим абсолютно все сферы, а борьба с ней, кажется, приводит к еще большему распространению злостного явления. В стране давно и на самом высоком уровне говорится о том, что бороться нужно не со следствием, а с причинами, т.е. заниматься профилактикой, не дожидаясь совершения преступления. Но возможно ли это, особенно если государственная структура предоставляет одни из самых популярных услуг и имеет разветвленную сеть отделений по всей стране? О том, какое решение нашли в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), рассказывает ее руководитель Игорь Васильев. Игорь Васильев: «Росреестр ставит коррупции электронные барьеры» Насколько актуальна для Росреестра проблема коррупции? — Любая госструктура, являющаяся важным поставщиком услуг для населения, как наша, сталкивается с питательной средой для коррупционных действий. Основные четыре вида госуслуг, предоставляемых Росреестром, — регистрация прав собственности на недвижимое имущество, постановка объекта на кадастровый учет, получение выписки из Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости — очень популярны как у физических, так и у юридических лиц. Служба насчитывает 83 территориальных органа, 81 филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра, 24 региональных отделения Федерального научно-технического центра геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных. Всего около 70 тысяч сотрудников. Ежегодно ведомство совершает свыше 25 млн регистрационных и 55 млн учетных действий. В кадастре содержатся сведения о 155 млн объектов недвижимости. За данными в Росреестр обращаются и государственные органы, например, Федеральная налоговая служба и Федеральная служба судебных приставов. Словом, каждый день наши сотрудники взаимодействуют с миллионами граждан. И главный источник проблемы мне видится именно в том, что от конкретного чиновника зависит — проверять поданные на регистрацию документы в строгом соответствии с законом или закрыть на что-то глаза, ускорить или, наоборот, замедлить оформление. Это и есть питательная среда для коррупции, причина всех бед, так называемый «человеческий фактор». — А часто к вам обращаются с жалобами? — За последний год в центральный аппарат Росреестра поступило 95 обращений с конкретной информацией о коррупционных проявлениях. Все жалобы отправили на рассмотрение в правоохранительные органы. Учитывая масштабы работы службы, возможно, кто-то скажет, что это немного. Но наша задача — сводить количество таких обращений к нулю. — Как в вашем ведомстве организована обратная связь? — Росреестр для мониторинга ситуации, оперативного получения информации о фактах коррупции активно использует все возможные каналы обратной связи с потребителями государственных услуг. В службе действует телефон доверия, можно также отправлять сообщения по почте или на электронный адрес. С 2012 года в ведомстве работает свой кол-центр с единым номером 8-800-100-3434. Туда можно обращаться в любое время суток из любого региона России и по любому вопросу, касающемуся деятельности Росреестра. В прошлом году две площадки ведомственного центра телефонного обслуживания, расположенные в Курске и Казани, вместе приняли 4,5 млн звонков. Всего за три с половиной года работы кол-центра было получено около 9,5 млн обращений. На официальном сайте службы есть электронный сервис, с помощью которого можно отправлять сообщения о фактах коррупции. Офисы Росреестра и подведомственной Федеральной кадастровой палаты оснащены аппаратами «электронная очередь», системами видео- и аудиозаписи. По моему глубокому убеждению, любая реформа, а антикоррупционная особенно, подразумевает создание действенной обратной связи, которая дает возможность услышать мнение граждан, получателей услуг, и позволяет быть госоргану открытым. Росреестр хочет быть открытым и использует все возможности, чтобы слышать граждан. У вас, в «МК», в конце марта я проводил «горячую линию» с читателями. Поступали разные вопросы и жалобы. Каждую из них мы тщательно изучили, перезванивали, если требовалось что-то уточнить, постарались максимально разобраться с каждой конкретной ситуацией. Мы как государственная структура заинтересованы в том, чтобы наши услуги были максимально доступны, комфортны, просты и удобны для получателей, а главное, результативны. Логика простая: если нареканий в адрес Росреестра поступает все меньше и меньше, то это свидетельствует о росте эффективности службы только тогда, когда соблюдается полная открытость и свободный мониторинг общественного мнения. Поэтому призываем граждан быть с нами максимально откровенными. — Какие меры служба предпринимает против взяточников? — Росреестр использует целый ряд мер по противодействию коррупции. У нас работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Сотрудники Росреестра проходят проверку как при приеме на работу, так и впоследствии, на регулярной основе, заполняют справки о доходах, которые размещены в открытом доступе. Такие меры нужны и во многом действенны, но, к сожалению, проблему искоренить только с их помощью невозможно. Поэтому в июне прошлого года в ведомстве внедрен специально подготовленный «План противодействия коррупции». Он рассчитан на 2014—2015 годы и включает в себя 55 мероприятий. При этом 10 из них были разработаны с учетом специфики деятельности Росреестра, а еще 10 мероприятий основаны на использовании информационных технологий. — Каким образом соотносятся информационные технологии с мерами противодействия коррупции? — Напрямую. Более того, мне кажется, в этом и есть решение проблемы: можно если не полностью исключить источник коррупции, то уж точно поставить серьезные барьеры на пути ее развития. Электронные услуги и задумывались для этого. Причем не только как способ борьбы со взяточниками, но и как средство от мошенников. Часть процесса была передана «в руки» компьютера, который никогда не соблазнится на обман или воровство. К тому же сама по себе замена бумажных документов электронными является дополнительной защитой прав граждан от мошенничества. — Почему? — Многие привыкли к бумажным свидетельствам и считают, что именно они гарантируют их права. В действительности истинным свидетельством права является запись в электронном реестре. С этой точки зрения должно быть понятно, что внешний вид и форма бумажного документа не имеют никакого значения. Его вообще может не быть, главное, чтобы была запись в реестре. — Росреестр — не единственный госорган, который предоставляет электронные услуги. В чем ваша особенность? — Да, в плане предоставления услуг посредством Интернета мы не первооткрыватели. Но ведомство готово взять на себя роль локомотива именно в противодействии коррупционным проявлениям с помощью информационных технологий. Гражданин, обратившийся в Росреестр через портал службы, самостоятельно выбирает нужный ему сервис, получает информацию о том, какие документы ему понадобятся, собрав и отсканировав их, а также заполнив заявку на получение услуги, отправляет все это одним кликом нам. Порядок приема, рассмотрения, обработки заявки строго регламентирован. Изменить его индивидуально не имеет права ни один чиновник Росреестра — обработка заявления и документов проходит в автоматическом режиме. К слову, все больше документов сегодня мы запрашиваем у других госорганов также в электронном виде. Итак, Росреестр предоставляет возможность получения услуг, так сказать, не вставая с дивана, и таким образом мы, во-первых, минимизируем возможность коррупционных проявлений, исключая контакт с чиновником, во-вторых, повышаем степень защиты прав собственников и, в-третьих, повышаем качество обслуживания. Сегодня наше ведомство — одна из немногих служб, которые предоставляют значительную часть услуг в электронном виде. За 2014 год количество кадастровых услуг, запрашиваемых через Интернет, увеличилось в полтора раза — до 28%, выписок из ЕГРП — в 2,5 раза, до 35%, сведений из ГКН (Государственный кадастр недвижимости) — на 10%, до 27%. На достигнутом не останавливаемся. С 1 июня по всей стране Росреестр начал прием документов на государственную регистрацию прав в электронном виде с помощью специального сервиса. С этого момента мы приняли и обработали несколько тысяч заявлений, поданных через Интернет. Приглашаю граждан, риелторов, застройщиков, нотариусов и прочих участников рынка недвижимости воспользоваться этой новой возможностью на нашем портале. Хочу отметить, что размер госпошлины при подаче документов в электронном виде обходится физическим лицам на 30% дешевле. — К каким еще сервисам Росреестра чаще всего обращаются граждане? — Это, например, специально созданный в помощь пользователям сервис «Жизненные ситуации». Бывает, что человек, попадая на сайт госоргана за тем, чтобы получить электронную услугу, просто теряется. В разделе «Жизненные ситуации» нашего портала заявители могут определить, какой пакет документов им нужно собрать для получения конкретной услуги. Для этого нужно только ответить на несколько простых вопросов. Все понятно, удобно и участия чиновника не требуется. Еще один популярный сервис на нашем сайте — «Публичная кадастровая карта». Карта предоставляет доступ к данным государственного кадастра недвижимости — абсолютно по всем объектам, от кадастрового округа до отдельных земельных участков и объектов капитального строительства. Посмотреть эту информацию можно совершенно беспрепятственно с любого компьютера и опять же без участия чиновника. Отыскать на карте интересующий вас объект можно по его кадастровому номеру, а если вы его не знаете, то по адресу. Кликнув на участок, можно узнать всю информацию об объекте — кадастровый номер, площадь, кадастровую стоимость. Всего же портал содержит 29 электронных сервисов, с помощью которых в режиме онлайн можно записаться на прием в офис Росреестра, получить справочную информацию и т.д. Выбор всегда за гражданином — Насколько быстро в Росреестре проходит процесс перевода услуг в электронный вид? — Как и любое нововведение, электронные услуги внедряются не так быстро, как представляется и как хотелось бы. Невозможно сегодня заснуть, а завтра проснуться в другом мире, где все работает, как давно отлаженный механизм. Будем реалистами — привыкание ко всему новому занимает порой много времени. Не будем забывать и о том, что у нас огромная страна, где у каждого региона свои особенности. — Когда механизм будет максимально отлажен, традиционные виды предоставления услуг останутся? — То, что служба намерена перевести все свои услуги в электронный вид, конечно,не отменяет традиционных видов обслуживания граждан. Мы никому не навязываем электронные технологии. В этом и заключается, по-моему, признак высокого класса обслуживания. Мы говорим: вот, смотрите, можно через Интернет — это удобно, если хотите по старинке — пожалуйста, ждем вас в офисе Росреестра, Федеральной кадастровой палаты или в многофункциональных центрах. Не хотите в офис — пожалуйста, можно воспользоваться самой обычной почтой или заказать выездной прием документов. Выбор есть. И все-таки мне кажется очевидным, что в век стремительного развития информационных технологий запрос на интернет-сервисы огромен и будет расти быстрыми темпами. Росреестр вообще собирается оцифровать, то есть перенести на электронные носители, весь архив регистрационных и кадастровых дел — это огромнейший массив данных. — Но это, наверное, еще и очень трудоемкий процесс? — Конечно. Мы подошли к вопросу совершенствования нашей системы комплексно. В части развития отрасли геодезии и картографии в начале этого года Росреестр разработал проекты стратегии и государственной программы топографо-геодезического и картографического обеспечения России. Это наша инициатива, которая поможет в создании передовых технологий топографического мониторинга, использовании глобальных навигационных спутниковых систем. Также мы планируем привлечь в отрасль инвестиции. Без качественной картографической основы немыслим современный кадастр. В целом все осуществляемые службой задачи и цели прописаны в плане мероприятий по повышению качества госуслуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав до 2018 года, так называемой «дорожной карте», и в федеральной целевой программе, рассчитанной до 2019 года. Как раз в рамках программы мы переводим в электронный вид кадастровые дела и дела правоустанавливающих документов. Для этого Росреестр приобрел оборудование, с помощью которого создается цифровой ресурс. Оно распределено между территориальными управлениями Росреестра. Впоследствии цифровая база будет размещена в централизованном электронном архивном хранилище. Госрегистраторы смогут обрабатывать запросы в любой точке страны, и это значительно повысит качество предоставляемых населению услуг. — И по Интернету это тоже возможно будет сделать? — Естественно, поскольку предоставление услуг в электронном виде — самый удобный для заявителя способ. Необходимо только получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Сегодня этим уже никого не удивить. Действует целый ряд аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центров. Список центров размещен также на портале Росреестра. То есть, имея электронную подпись, заявитель может отправить ее вместе с документами, загрузив на сайте службы, и в положенный срок так же по Интернету получить свидетельство о регистрации недвижимости. И только в том случае, если вдруг гражданину понадобится свидетельство в бумажном виде, он придет в офис Росреестра. Напомню, сегодня законом установлен 10-дневный срок оказания услуги по регистрации прав и постановке на кадастровый учет. Юридические лица уже оценили преимущества дистанционного обслуживания. Например, компании-застройщики, которые регистрируют права на многие объекты и, соответственно, подают большое количество пакетов документов одновременно. Повторюсь, общедоступные данные об объекте недвижимости, равно как и о его собственнике, доступны на портале ведомства. Поэтому, скажем, если вы надумали продать свою недвижимость, то покупателю достаточно будет зайти на наш портал, чтобы удостовериться в том, что ваше зарегистрированное право именно ваше и ничье другое. — Как быть с ошибками, которые при такой обширной базе данных неизбежны? — Исправлять их. Что мы и делаем. Исправление ошибок в базах данных Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости (так называемая верификация) — одно из приоритетных направлений деятельности ведомства. Работы по повышению качества данных информационных ресурсов активно ведутся уже второй год. С помощью специальных сервисов и компьютерных программ Росреестр обменивается информацией с органами технической инвентаризации, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Еще один способ борьбы с ошибками — это ужесточение ответственности тех, от кого зависит точность данных. К примеру, кадастровые инженеры, когда окончательно будут приняты поправки в закон о совершенствовании их деятельности, будут нести полную имущественную ответственность за ошибки. Росреестр принимает активное участие в обсуждении проекта этого закона. Инженеры готовят документы для предоставления в кадастровую палату исключительно в электронной форме. Там их тщательно проверяют и если находят просчеты, отправляют обратно для исправления. В конце каждого года подводятся итоги,в случае если у кадастрового инженера набирается определенное количество таких возвратов (это называется «отказ»), то собирается специальная комиссия. По ее решению инженера могут лишить квалификационного аттестата. Причем граждане должны знать: кадастровый инженер исправляет ошибки только за свой счет. Он же при необходимости, по запросу клиента, предоставляет бумажный вариант кадастровых документов. К нам поступает множество жалоб и по поводу несправедливой, по мнению граждан, оценки кадастровой стоимости их недвижимости. В очередной уже раз хочу повторить, что кадастровой оценкой, равно как и исчислением налога на ее основе, Росреестр не занимается. Служба только фиксирует информацию в государственном кадастре недвижимости. Оценку проводят члены саморегулируемых организаций оценщиков, СРО сами контролируют работу своих специалистов. Заказывают эти работы региональные и местные органы власти. Они же устанавливают ставки налогов, которые могут быть уменьшены до нуля, но не должны превышать базовые ставки в соответствии с Налоговым кодексом. Органы власти также утверждают результаты проведенной оценки — размер кадастровой стоимости того или иного объекта недвижимости. Утвержденные данные поступают к нам, а уже Федеральная налоговая служба, получающая сведения из базы Росреестра, начисляет налог, исходя из кадастровой стоимости и ставки налога, информация о которой приходит из региональных администраций. — То есть Росреестр никак не может повлиять на деятельность оценщиков? — Росреестр не проводит саму оценку, но оставаться в стороне от проблемы не собирается. К мнению службы прислушиваются законодатели, органы исполнительной власти, с нашим участием обсуждаются изменения в части совершенствования процесса регистрации прав на объекты недвижимости. У нас есть и свой взгляд на оценочную деятельность. В том числе благодаря позиции Росреестра отменен обязательный выбор организации-оценщика посредством аукционов. Открытые аукционы позволяют учесть и уровень квалификации оценщика, и его предыдущий опыт. Помимо этого, следовало бы утвердить единую и обязательную для всех оценщиков методологию проведения оценки, содержащую четкие алгоритмы. Это повысило бы качество государственной кадастровой оценки и в конечном итоге эффективность работы самого Росреестра. — Какие еще нововведения в деятельности Росреестра произойдут в ближайшем будущем? — Меры, которые предпринимает служба в области информационных технологий, мы считаем наиболее важными, поэтому будем и дальше развивать интернет-услуги, сервисы и электронное взаимодействие с другими государственными ведомствами. Но, разумеется, мы делаем интернет-услуги не ради интернет-услуг. Наша цель — свести к минимуму прямое общение чиновников Росреестра с гражданами. По плану, уже к концу 2018 года не менее 70% государственных услуг будут переведены в электронный вид. В 2017 году будет создан Единый государственный реестр недвижимости. Он объединит данные об объектах и правах, правообладателях, сделках и ограничениях (обременениях) прав (ГКН и ЕГРП). Для заявителей это означает то, что им уже не придется сначала ставить объект недвижимости на кадастровый учет, а потом регистрировать на него права. Это будет единая учетно-регистрационная процедура. Совершенство процедуры — это также способ повышения ее качества, сроков оказания. Хотя уже сегодня регистрация занимает немного времени. Судите сами, в 2014 году нам удалось сократить сроки оказания госуслуг с 15 дней до 12 по регистрации прав и до 10 по постановке на кадастровый учет. А по итогам первого полугодия 2015 года права в среднем по России регистрируются за 9 дней, а постановка на кадастровый учет — за 7 дней. Мы идем с опережением показателей «дорожной карты». Приведу вам пример: официально, по статистике, регистрация прав собственности в странах Европы и Центральной Азии занимает в среднем более 23 дней. Скажем, во Франции вы будете регистрировать недвижимость в среднем 49 дней, а в Германии — 40 дней. Почувствуйте разницу. Поэтому успехи Росреестра отмечены на международном уровне. По итогам прошлогоднего рейтинга Всемирного банка Doing Business по показателю «регистрация собственности» Россия заняла 12-е место, поднявшись на 5 позиций. Также Росреестр будет усиливать земельный надзор. Служба принимала участие в разработке соответствующих законов. В частности, в этом году была введена процедура административного обследования земель. С ее помощью выявлять нарушения в сфере землепользования станет намного проще. Заметно повысить эффективность земельного надзора Росреестру удалось еще в прошлом году. С одной стороны, количество проверок сократилось, с другой стороны, было выявлено на девять тысяч больше нарушений, а объем наложенных штрафов вырос в полтора раза. Как результат, изменения в Земельный кодекс и усиление контроля привели к тому, что все больше неиспользуемых или используемых не по назначению земель вовлекаются в оборот. И это тоже вклад Росреестра в борьбу с коррупцией. Источник Вернуться к списку новостей |
|