Законопроект о государственной кадастровой оценке полон парадоксов и ведет к социальной нестабильности29 Сентября 2015 Отраслевые чиновники, решая задачу пополнения региональных бюджетов, вновь запустили рискованные налоговые эксперименты, которые будут иметь не столько экономические, сколько социальные последствия, причем эти последствия будут тяжелыми. Новый законопроект «О государственной кадастровой оценке» больше похож на законопроект парадоксов и когнитивного диссонанса. Новеллы Минэкономразвития не устраивают ни бизнес, ни государство – к таким выводам пришли эксперты в ходе заседания Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему «Кадастровая оценка: новая методология, новые правила отбора исполнителей». Законопроект «О государственной кадастровой оценке» Минэкономразвития разместило на портале regulation.gov.ru в начале августа. Его общественное обсуждение должно закончиться 12 октября. Целью проекта заявлены: развитие института государственных кадастровых оценщиков и устранение недостатков существующей системы. Кадастровая оценка важна потому, что от нее высчитываются налоги. Именно с кадастровой стоимости взимается по всей стране земельный налог. При этом стоит пояснить, что сегодня на рынке оценку проводят частные оценщики. Острота дискуссии в ТПП РФ показала, что проблема лежит не просто в плоскости актуальности и дееспособности нового законопроекта, а в плоскости социальной стабильности. Что же на самом деле стоит за очередным налоговым экспериментом? И неужели снова неудачные новации отраслевых министерств заставят почувствовать бизнес-сообщество бойцами на баррикадах с властью? Напомним, что подобная ситуация возникла в конце прошлого года, когда пришлось консолидировать все экспертное бизнес-сообщество и в чрезвычайном режиме решать вопрос о введении новых муниципальных сборов. «Результатами оценки недовольны все — и бизнес, и государство, и население, которому еще предстоит это в полной мере осознать. Есть два варианта: полностью отказаться от предложенного законопроекта и прежних механизмов расчета и начать с нуля либо посредством тонких настроек существующего механизма добиваться желаемого результата», — поясняет в ходе своего доклада президент НП СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский. Суть законопроекта, по мнению эксперта, сводится к полной монополизации кадастровой оценки государством, что не может не настораживать. «Закон невыгоден прежде всего государству, и оно несет потери и репутационные, и финансовые», – считает Светлана Табакова, президент СРОО «Российское общество оценщиков». Законопроект о государственной кадастровой оценке необоснованно вводит кардинальные изменения в систему государственной кадастровой оценки (ГКО), которые приведут к снижению качества ГКО, увеличению количества конфликтных ситуаций, связанных с налогообложением недвижимости, но что самое главное, как следствие всего выше перечисленного – к общему росту социальной напряженности. Вот такую бескомпромиссную оценку дают эксперты Росреестра. Так, Дмитрий Романов, член совета директоров компании RICS по России, отмечает: «Понятно, что сегодня ситуация в регионах, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципалитетов, непростая. В ряде регионов существует угроза банкротств. И налоги на землю, и имущество – это важная статья поступления денег в бюджет. Безусловно, для региональных властей принятие таких новаций – это вопрос выживания. Обязательств с регионов никто не снимает, а искать пути к компенсации выпадающих налогов, например с вводом налоговых каникул, им приходится. Следовательно, стоит ожидать довольно сильное сопротивление со стороны региональных властей по поводу возможной переработки законопроекта. Однако ухудшение экономической ситуации уже сильно давит на оценку недвижимости и при проведении новых кадастровых оценок можно ожидать снижения стоимости. Эти ожидания уже волнуют власти ввиду снижения налоговых поступлений. Поэтому такой способ пополнения казны не только неэффективен, но и недальновиден. Если рассматривать иные варианты по поиску доходов в региональные бюджеты, то можно рассматривать и зарубежный опыт, где, к примеру, кадастровая стоимость указана ниже рыночной, но применяются другие налоговые ставки. Но сегодня нам, как, профессиональному сообществу, важно понимать, какой путь принять: путь полного неприятия данного законопроекта или компромиссного решения с постепенной доработкой законопроекта до понятного и эффективного механизма, устраивающего и государство, и бизнес». Алексей Каминский также продолжил эту тему: «В новом законопроекте нет рынка. Что касается муниципалитетов, то у них есть иные ресурсы для сбора налогов. Надо выявлять активы, которые сегодня не облагаются налогом. Их не менее 30%. Региональные власти могут провести инвентаризацию, учет и еще целый ряд безболезненных для бизнеса мер. Чиновники должны считаться с мнением профессионалов, оценочная деятельность и кадастровая оценка – это профессиональная сфера деятельности». Очевидно, что данный законопроект о государственной кадастровой оценке выявил необходимость реформации системы кадастра, но оценщики попали между молотом и наковальней. Сегодня экспертов фактически заставляют принять новый законопроект о госмонополии на кадастровую оценку, который не реформирует систему оценки, а нацелен на то, что бы любой ценой собрать налоги в региональные бюджеты. Но уже очевидно, что такой механизм не сработает. Бизнес сегодня получил налоговые уведомления с суммами, которые лежат за гранью рентабельности и здравомыслия. Бизнесу сегодня необходимо платить эти налоги, и он уже судится, а многие предприниматели решают закрыть свое дело. Что такое закрытие 5–10 компаний для небольшого муниципалитета? Зачастую на десятке средних предпринимателей и держится бюджет малых территорий. Кто выигрывает от таких законопроектов и такой недальновидной политики? Принятием такого законопроекта мы хотим взорвать общество или развивать инфраструктуру? Без развития недвижимости нет развития территорий – это истина, которую знает любой экономист, резюмируют эксперты. Сегодня есть предложения на период подготовки новой работающей системы оценки, соответствующей современным реалиям, ввести налоговый мораторий или фиксированный налоговый платеж, посильный для бизнеса; употребить иные механизмы к собираемости налогов в региональные бюджеты, не позволяющие регионам обанкротиться. Деловые объединения еще не сформировали окончательной позиции по поводу законопроекта и готовят свои предложения, которые будут отстаивать позиции профессионального сообщества, – и не только бизнеса, а фактически социальной стабильности в регионах.
Вернуться к списку новостей |
|